Умирзак Шукеев сообщил: правительственная комиссия, разделившись на семь групп (по отдельным вопросам: ЧС, продовольствие, восстановление объектов, соцсфера, правопорядок и даже группа по информированию населения), ситуацию изучила и вопросы решила. Жизнь в Жанаозене, как заверил он Астану, практически полностью восстановлена в прежнем режиме. Решены вопросы снабжения города продовольствием и медикаментами, восстановлена работа торговых точек.
Рассказал заместитель Карима Масимова и о том, что состоялась «большая встреча, где участвовало до 300 человек, где определены основные задачи по разъяснению и пропаганде предпринимаемых правительством и властями мер», отдельные встречи проведены «с ветеранами труда, заслуженными аксакалами города, представителями уволенных работников «Озенмунайгаза», «Каражанбасмунайгаза» и даже с бастующими нефтяниками на площади Актау.
Докладывая о ситуации, Умирзак Шукеев акцентировал внимание на решении проблемы трудоустройства уволенных нефтяников. По его данным, нужно найти работу для 1800
- Уволенным работникам будет предложено трудоустройство на крупных предприятиях республики, преимущественно в горнодобывающих и нефтегазовых отраслях, с предоставлением зарплаты в пределах 80—90% от их прежнего заработка. Прорабатываются также вопросы возмещения затрат по их переезду и обустройству в случае их согласия и обеспечения необходимым жильем. При этом возможно использование механизма программы «
Иными словами, возмущенных людей власти намерены вывезти из нефтяного региона.
«Нам нечего терять»
Во второй половине дня Умирзак Шукеев, судя по всему, вновь встретился с нефтяниками. Чиновник разговаривал с 30 представителями рабочих АО «Каражанбасмунай» во главе с юристом Александром Пястоловым. На встрече нефтяники планировали обсудить ранее выдвинутые требования рабочих в поддержку пострадавших жанаозенцев. Однако, по словам
- Можете представить, на какие уступки они пошли, что они предлагают?! Это новые рабочие места с такой же заработной платой в пределах 150 000—170 000 тенге. Они согласны погасить заработную плату за 8—9 месяцев вынужденного прогула, и даже если вы найдете или вам предложат новую работу в другой области или в другом регионе, обещают выплатить подъемные, устроить детей в детский сад, работу жене и все такое. Они готовы на все, но для чего? — задался вопросом
Нефтяник АО «Каражанбасмунай» Адилбек Сагандыков, участник этой встречи, рассказал, что Умирзак Шукеев снял с себя ответственность за вывод войск из Мангистауской области.
- Он говорит, что этот вопрос не в его компетенции. Это может решить только министр внутренних дел Калмуханбет Касымов, и нам надо с ним обсуждать это требование. Мы сказали: хорошо, организуйте нам встречу, но он заявил, что не может приказать министру, может лишь передать наше требование о встрече с ним.
В этот момент рабочие возмутились:
- А зачем он тогда возглавил эту комиссию, если не может заставить людей приехать к нам, зачем он тогда нужен? — выкрикивали нефтяники.
- Почему президент не приезжает сюда? Ведь многие из нас отдавали за него голоса! И где эта партия народа? — вступили другие.
- Почему «Хабар» и «Казахстан» не освещают объективно наши проблемы, почему не приедут и своими глазами не увидят все это, лишь твердят, что мы преступники и мародеры?
Люди сошлись во мнении, что ко всякого рода «соблазнительным» предложениям со стороны правительства надо относиться с осторожностью.
- Раз мы начали требовать разрешения вопроса по Жанаозену и вывода войск, давайте будем стоять на этом до конца! Не будем подкупаться! — призывали нефтяники.
На вопрос журналиста «Что будете делать, если ваши требования не удовлетворят?» Адилбек Сагандыков ответил:
- Нам Шукеев дал неделю для рассмотрения предложения правительства, но мы не примем его, а будем стоять до тех пор, пока не решат все требования, выдвинутые нами ранее. Нам терять нечего, мы уже 6 месяцев простояли, потребуется — будем стоять еще 6 месяцев, но все равно добьемся своего.
Опять жирная двойка
Сам митинг рабочих в Актау проходит мирно. Например, вчера днем на площади Ынтымак собралось около 400 нефтяников, вечером все они разошлись. Но сюда стянуты войска: днем на площади находилось около тысячи спецназовцев, ночью вели дежурство примерно 200 вооруженных силовиков.
Тем же вечером советник акима Мангистауской области Жанна Ойшыбаева устроила брифинг для журналистов, на котором сообщила о положении дел в Жанаозене. Чиновница зачитала
Кроме представителей СМИ брифинг посетили также лидер партии «Руханият» Серикжан Мамбеталин и его единомышленник Канат Ибрагимов, оба — кандидаты в депутаты Мажилиса. Мы, конечно, поинтересовались, зачем они прилетели в Актау.
Как уверяет Серикжан Мамбеталин, он решил приехать к рабочим вовсе не
- Я приехал сюда как гражданин в первую очередь, даже не как политик. В самую последнюю очередь я думал о
Сутки пребывания в регионе позволили руханиятовцу сделать вывод:
- Главный урок в том, что власть так и не выстроила диалог с народом за эти 20 лет и с каждым разом отдалялась от народа. Самое плохое, что не были созданы инструменты общения с народом.
По мнению политика, власть сама спровоцировала этот инцидент, организовывая праздник на глазах у голодных и обозленных рабочих. Столкновения можно было бы избежать, считает
Серикжан Мамбеталин поставил под сомнение официальную информацию об улучшении ситуации в Жанаозене.
- Честно говоря, я мало верю, что в Жанаозене все стало хорошо. Если бы это соответствовало действительности, отменили б чрезвычайное положение. И вообще я не понимаю, зачем надо было вводить это положение. Мы что, там воюем с
Его соратник, известный художник Канат Ибрагимов, полагает: жанаозенская трагедия обнажила деградацию системы власти.
- После событий в Жанаозене существующей власти можно ставить жирную двойку за 20 лет ее работы, — завил
Read More:
Нефтяники Актау: «Нам нечего терять»