Обзор событий текущей недели в условиях, когда в Казахстане ничего не происходит, дело крайне затруднительное. Нет, конечно, идут какие-то процессы, елбасы продолжает принимать своих подчиненных, те делают какие-то заявления, однако если раньше это становилось событием, то теперь на фоне всеобщего ожидания ухудшения социально-экономической ситуации, превращается в мелочь, не стоящую внимания.
Например, 27 января Нурсултан Назарбаев принял первого зампредседателя НДП «Нур Отан» Бауыржана Байбека. Официальный пресс-релиз Акорды на эту тему оказался объемным по размеру и комплементарным по отношению к соратнику елбасы по партийной линии. Еще полгода назад тут же начались бы гадания о досрочных выборах и подготовке президентской партии к ним, теперь же — пустота.
Есть четкое ощущение, что казахстанское общество устало. Причем от всего. Поэтому не реагирует даже на то, на что не реагировать невозможно.
Возьмем хотя бы громкое заявление председателя президиума НПП Тимура Кулибаева о том, что у него нет никаких политических амбиций. По логике, политические оппоненты среднего зятя «лидера нации» должны были немедленно начать его разоблачать, а соратники наоборот хвалить и защищать. Однако слова «нефтяного принца» прошли незамеченными.
Как, впрочем, остался без особого внимания и съезд Национальной палаты предпринимателей. Что изменилось в стране после того, как последняя получила название «Атамекен»? Даже на изменение шкалы обязательных ежегодных взносов со стороны крупного и среднего бизнеса, реакция оказалась до обидного никакой. Поменяли и ладно, нас это не волнует.
А кто-нибудь в курсе, о чем говорил с делегатами съезда НПП премьер-министр Карим Масимов после того, как журналистов попросили из зала? Какие он ставил перед бизнесменами задачи, что обещал, а в чем отказал? Никто. А кто-нибудь этим интересуется в стране, хотя бы предприниматели, для которых экономические проблемы в России и падение курса российского рубля вышли боком? Снова ответ — нет.
Даже у нас нет желания поиздеваться над Тимуром Аскаровичем насчет того, что его политика это поддержка бизнеса, а его главный интерес в жизни — процветание страны. Мы уже столько раз писали о Кулибаеве — младшем и его «бизнесах», что оскомину набило. В общем, страна замерла в ожидании перемен, похоже, не представляя, откуда и зачем они придут.
Понятно, что такое состояние не может длиться годами. Нурсултану Назарбаеву придется на что-то решаться — отпускать ли курс национальной валюты в свободное плавание, отправлять ли в отставку правительство Масимова, полностью расписавшееся в своем бессилии и прячущееся за спину Нацбанка РК и Келимбетова, проводить ли политические реформы, чтобы «запустить» экономику?
И у нас нет никаких сомнений в том, что глава государства, который в этом году будет отмечать свое 75-ти летие и 26 лет бессменного пребывания у руля государства, к чему то готовится. Об этом свидетельствует тот факт, что он регулярно принимает своих соратников и подчиненных, дает им ценные руководящие указания, хвалит, ругает, в общем, занимается имитацией бурной деятельности.
При этом все в стране уже понимают, что чего-то принципиально нового ждать от «лидера нации» бесполезно. Пожалуй, главная историческая заслуга Нурсултана Абишевича заключается в том, что он как человек, политик и государственный деятель объединил в себе сразу Никиту Хрущева, Леонида Брежнева, Юрия Андропова и Константина Черненко.
Ведь его стратегия «Казахстан — 2050» и аналогичные документы, которым несть числа, это реинкарнация Хрущевской программы построения коммунизма к 1980 году. «Золотое десятилетие», начавшееся в Казахстане с ростом мировых цен на нефть, напоминает Брежнева с его негласным лозунгом: «Живи сам, и давай жить другим». Нынешняя кампания по борьбе с коррупцией, усилению требований к госаппарату и его регулярное встряхивание — из времен Андропова. А вот пассивное ожидание неминуемого конца — это уже период Черненко.
Когда мы прочитали текст постановления правительства РК от 29 декабря 2014 года № 1394 «Об утверждении Концепции вхождения столицы в рейтинг 10-ти лучших городов мира до 2050 года», то сначала хотели разразиться разгромным материалом, потому что это та еще клюква. Но в итоге решили не тратить зря усилия и время. Потому что это документ для одного читателя, а именно Нурсултана Абишевича.
Только он может поверить, что его детище Астана благодаря заботам и трудам правительства станет одним из десяти лучших городов мира. Правда, станет в 2050 году, до которых у елбасы шансов дожить нет, да и сам Карим Кажимканович вряд ли увидит этот исторический момент. Что не помешало ему тем не менее поступить как Ходже Насреддину, который взялся за 20 лет и 20 тысяч золотых научить своего осла Корану.
Так что на фоне блеклого и невыразительного внутриполитического процесса резко выделилось только два события. Во-первых, визит спецдокладчика ООН Майна Киаи в страну и его заявление по итогам поездки и многочисленных встреч. Во-вторых, первая значимая дипломатическая миссия Дариги Назарбаевой. Поскольку последняя фактически провалилась, начнем с нее.
Вице-спикер Мажилиса Парламента РК и глава парламентской фракции НДП «Нур Отан» отправилась в ФРГ и Княжество Лихтенштейн. Судя по странному набору государств, нашим дипломатам не удалось убедить Францию, Италию, Бельгию и другие западные государства принять с почетом старшую дочь елбасы, несмотря на то, что отец возложил на нее важную миссию.
Понятно, что миссия эта — продвижение кандидатуры Казахстана в непостоянные члены Совета безопасности ООН на 2017—2018 годы. Это с одной стороны очередной вывих Акорды в ее стремлении хоть как-то стать замеченной на международной арене. С другой — способ обучить Даригу Нурсултановну премудростям общения с зарубежными дипломатами и политиками, а также сообщить им о ее существовании.
Судя по тому, что в Германии вице-спикера Мажилиса Парламента РК принимали исключительно ее коллеги из Бундестага, а также статс-секретарь МИД ФРГ Маркус Эдерер и уполномоченная федерального правительства по глобальным вопросам Патриция Флор, хотя Дарига привезла личное послание своего отца канцлеру Германии Меркель, то она не впечатлила хозяев.
Что касается спецдокладчика ООН Майна Киаи, то его многочисленные встречи в Алматы, Астане, Актау произвели неизгладимое впечатление на всех участников — на фоне сопровождающих его казахстанских чиновников было приятно встретиться с живым, умным, энергичным, а самое главное, неравнодушным человеком. Понятно, что одна поездка погоды в стране не сделает, но на фоне серого казахстанского бытия и это праздник.