Приход Азата Перуашева в «Ак жол» многие наблюдатели посчитали отмашкой: «Ак орда» дала старт к подготовке к парламентским выборам. А примерно в то же время сенатор Гани Касымов в интервью «Республике» предложил снизить порог прохождения в Мажилис до 3%. Кстати, здесь лидер Партии патриотов не одинок: незадолго до этого президент России Дмитрий Медведев предложил снизить порог прохождения политических партий в Госдуму с 7 до 5%, а дальше — еще и до 3%.
Но казахстанцам такая «революция сверху», судя по всему, не грозит, а потому инициативу берут в свои руки активисты ОО «Эхо».
- Требование нашей организации — убрать вообще проходной порог, — заявил в разговоре с корреспондентом «Республики» Павел Лобачев. — Есть такая практика,
Выстроить аналогичную систему в Казахстане теоретически несложно. Но практика показывает, что «для наших властей это, ясное дело, нереально, потому что теряется полный контроль над парламентом».
- Приведу пример Украины — страны, в которой много партий. Там всего 3% проходной барьер, а население — 46 миллионов. Вот смотрите: когда там были выборы, у людей не хватало 0,02%, то есть партия набрала 2,98% голосов и не смогла пройти. Это же важный момент! Я помню, они там очень много разбирались, судились, но не могли доказать, что у них было 3%, то есть была действительно реальная борьба, — рассказал
Собеседник обратил внимание на то, что с момента проведения последних парламентских выборов в 2007 году в Казахстане порог прохождения был снижен с 7 до 5% голосов. И теперь, полагает он, любые воззвания общественников и политиков «наткнутся на это снижение». Но если уж и не убирать барьер вовсе, то хотя бы снизить его до 1% необходимо. Хотя в расчетах процентов никакого здравого смысла
- Мне кажется, здесь не было расчета — здесь другие расчеты
При этом политолог уверен, что со второй партией «Ак орда» уже определилась.
- Если взять «Ак жол» образца 2004 года и «Ак жол» сейчас — ну это совершенно две разные партии, ничем не похожие, вообще ничем. Поэтому мое мнение — здесь должен быть весь спектр разнообразных, разных партий, — признался он.
Глава «Эха» признал, что это возможно только при условии проведения максимально честных, свободных выборов и равного доступа к СМИ, в первую очередь — к телевидению. Причем не только во время агитации. В наших условиях помог бы
- Товарищ Сталин заложил основу всего нашего подсчета голосов: «неважно — как голосуют, важно — как считают». К сожалению, у нас пока действует это правило в стране. Это (результат выборов) будет зависеть от настроя, как наверху у нас придумали — пропустить только две партии или пропустить действительно все партии? — пояснил он. — Я пессимист, поэтому ничего хорошего пока не жду.
Вместе с тем глава ОО выступает за уменьшение необходимого для регистрации партий числа активистов. Для страны с такой численностью населения 40 тысяч партийцев для регистрации — это слишком много. Самым правильным было бы уравнять в правах партии с общественными объединениями.
- У нас одни равны, некоторые — равнее. Есть печально известная история с партией «Алга», которая собирает подписи в огромных количествах, и сколько раз их уже отпинывали и до сих все рассматривают, — напомнил он. — В принципе, у нас партии приравнены к некоммерческим организациям, по нашей Конституции для создания общественной организации максимум надо 10 человек — собрались, сделали и вперед. Чем плохо? Мне кажется, было бы очень удобно, потому что закон «О политических партиях» совершенно не соответствует казахстанской действительности. Пусть будет партий хоть двести, и пусть каждая докажет, существует ли она или не существует.
Excerpt from:
Нет – барьерам, да – регистрации