Несколько человек подверглись задержаниям в Алматы и Шымкенте 1 мая — в день, когда выходить на протесты призвал своих сторонников живущий за рубежом критик казахстанских властей Мухтар Аблязов. Протестные акции не состоялись: места, указанные Аблязовым как точки сбора, были закрыты, рядом дежурили полицейские. К месту анонсированных митингов пришли лишь единицы. Ровно два года назад протесты собрали в разы больше людей.
В пасмурный день у Центрального парка в Алматы почти нет прохожих. Под моросящим дождем дежурят полицейские. Вдоль ведущей к парку улицы припаркованы автозаки. В ближайших кварталах недоступен мобильный интернет, местами сигнала сотовой связи нет вовсе.
Собираться в парке на протест, а затем двинуться в сторону пешеходной улицы Жибек Жолы призывал Мухтар Аблязов — проживающий во Франции и получивший там убежище оппонент Нур-Султана, лидер движения «Демократический выбор Казахстана» (ДВК), которое запрещено в стране как экстремистское, но признано Европейским парламентом мирным оппозиционным объединением.
К 13 часам по местному времени к парку подошли пять человек.
«Свободу политзаключенным!» — проскандировали они.
До того, как их забрали полицейские, они успели высказать свои требования, среди которых — освобождение политических заключенных, исполнение резолюции Европейского парламента о ситуации с правами человека в Казахстане, недопущение рост цен и «принудительной вакцинации». Вскоре этих людей сопроводили в автозак. Снимавшим момент задержания журналистам мешали неизвестные, которые закрывали зонтами объективы камер.
— Не тащите! Задерживают людей, вышедших на мирный митинг. С применением силы. Попирают наши свободы! У нас есть право выходить на митинг, — сказала одна из задержанных.
Единичный случай задержания был снят в прямой трансляции Казахстанского бюро по правам человека на улице Жибек Жолы: полицейские затолкали мужчину в микроавтобус.
https://www.facebook.com/watch/?v=797783297509328После того, как Аблязов в соцсетях объявил «митинги по всей стране», санитарные власти Алматы запретили гулять в выходные по пешеходной улице, которую в народе называют Арбатом, сославшись на рост заболеваемости COVID-19; городской акимат сообщил, что маршруты движения общественного транспорта изменятся — автобус и троллейбусы 1 мая не будут подъезжать к парку «из-за ремонта линий и кабельных сетей»; администрация парка заявила, что закроет его на «дезинфекцию».
О «дезинфекционных работах» предупредили и власти других городов, например Актобе, где закрыли Центральный рынок, а на ведущей к нему дороге начали ремонт полотна, покраску ограждений. Эти работы по благоустройству проходили под наблюдением полиции. Как, впрочем, и в столице. В Нур-Султане у здания Федерации тенниса — точки, куда приглашал собираться Аблязов, — с утра было замечено большое скопление полиции. Дорожные рабочие наносили новую разметку. Они рассказали репортеру Азаттыка, что обычно работают без надзора полицейских, но сегодня — исключение. Полицейские же заявили, что «не слышали ничего о митингах» и что меры безопасности не связаны с призывами Аблязова.
«[Дорога перекрыта] потому что там специальная краска. Никто не должен проезжать», — сказал один из сотрудников полиции.
В Шымкенте на подступах к парку «Қиял әлемі» задержали по крайней мере четырех человек. Это место обозначил пунктом сбора для проведения митинга Аблязов. Полицейские и люди в штатском не ответили на вопрос о причинах задержаний. Неизвестные люди препятствовали корреспонденту Азаттыка в Шымкенте вести видеосъемку задержаний.
Азаттыку не удалось получить информацию в полиции о числе задержанных 1 мая. Известно, что на неделе в регионах прошли превентивные задержания, несколько активистов были отправлены под административные аресты по обвинениям в нарушении закона о порядке проведения мирных собраний — за участие в акциях протеста, не согласованных с акиматами. Подобные задержания и преследования — обычная тактика властей в преддверии возможных протестов.
ПРИШЕДШИХ В СОТНИ РАЗ МЕНЬШЕ, ЧЕМ ДВА ГОДА НАЗАД
Попытки митинговать в субботу собрали всего около десятка людей. Это одна из самых малочисленных акций, объявленных Аблязовым. Сам он написал в Facebook’е, что «если люди не хотят бороться за свою лучшую жизнь, то она никогда не настанет…».
Митинг двухлетней давности, 1 мая 2019 года, к которому тоже призывал Аблязов, собрал в Алматы несколько сотен участников, в других городах — десятки людей.
Протесты тогда проходили под лозунгом бойкота президентских выборов, первых после ухода Нурсултана Назарбаева с поста главы государства. Назарбаев, несмотря на отставку, обладает широкими полномочиями и, по мнению многих, де-факто управляет страной, контролируя в числе прочего Касым-Жомарта Токаева — нынешнего президента и своего ставленника, объявленного победителем выборов в 2019 году, которые не были признаны западными наблюдателями свободными и справедливыми (как и все другие выборы в стране).
2019 год, по мнению многих наблюдателей внутри страны и за ее пределами, показал рост протестных настроений в Казахстане. В зарубежных СМИ писали о своего рода политическом «пробуждении» гражданского общества и молодежи, включившихся в борьбу за свои права, всплеске активизма в центральноазиатской стране. 2020‑й был ознаменован подавлением гражданской активности, уголовным преследованием участников протестных выступлений и людей, открыто критикующих власть.
По данным казахстанских правозащитников, в настоящее время в Казахстане насчитывается 28 политических заключенных, а число преследуемых по политическим мотивам в стране превышает 265. Казахстанские власти отрицают существование политзаключенных в стране и отвергают обвинения в преследовании инакомыслящих и несогласных.
- Европарламент в своей резолюции от 11 февраля 2021 года о ситуации с правами человека в Казахстане призвал Нур-Султан незамедлительно освободить и полностью реабилитировать всех политических заключенных, прекратить все политически мотивированные дела, а также положить конец «всем формам произвольного задержания, репрессий и преследований». Правозащитники и активисты отмечают, что по прошествии около двух месяцев с момента принятия резолюции указанные в ней эти пункты, наряду с другими, всё еще не реализованы.
- Кампания вакцинации от коронавируса в Казахстане стартовала 1 февраля, она заметно активизировалась в прошлом месяце. Власти страны отрицают какое-либо принуждение, отмечая, что вакцинация проводится добровольно.
- В Казахстане в последние месяцы существенно выросли цены на продукты питания и горюче-смазочные материалы. В правительстве объясняют повышение цен на продовольствие ситуацией на глобальном рынке, испытывающем влияние пандемии, а на топливо — ростом нефтяных котировок, приостановкой НПЗ на плановый ремонт. По расчетам казахстанских экономистов, в 2020 году доля расходов на продукты в бюджетах казахстанских семей превысила 54 процента. По оценкам экспертов Всемирного банка, количество бедных в Казахстане в 2020‑м, который назван финансовым институтом самым тяжелым для страны за последние 20 лет годом, увеличилось на 14–16 процентов.
- Согласно законодательству страны, любые акции должны быть согласованы с местными акиматами. Правозащитники критикуют принятый в 2020 году казахстанский закон о мирных собраниях как не соответствующий международным стандартам, подчеркивая, что, несмотря на декларируемый властями переход к уведомительному характеру митингов, у местных властей есть множество рычагов для отказа в проведении протестных акций, которыми они успешно пользуются.
Оригинал статьи: Казахстан — Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»