Очередное пленарное заседание мажилиса было хоть и недолгим, но насыщенным. Началась «пленарка» с традиционных поздравлений с прошедшими днями рождения. Затем депутаты распределили своих новых коллег по профильным комитетам мажилиса. И наконец перешли к своей непоследственной деятельности — ратификации соглашений и обсуждению законопроектов.
Напомним, депутатские мандаты получили Асима Бимендина и Танирберген Бердонгаров. Депутат Бимендина решила работать в составе комитета по социально-культурному развитию, а Бердонгаров — в комитете по вопросам экологии и природопользования.
Что касается повестки заседания, то здесь мажилисмены одобрили два подлежащих ратификации соглашения — о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза и о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории ТС.
- Соглашение направлено на обеспечение эффективного регулирования внешней и взаимной торговли на единой таможенной территории Таможенного союза, а также обеспечение процессов экономической интеграции, — рассказал министр транспорта и коммуникаций Аскар Жумагалиев. — Соглашение разработано в рамках реализации концепции создания интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли ТС, утвержденной решением межгоссовета ЕАЭС на уровне глав правительств. Данное соглашение является концептуальным подходом использования информационно-коммуникационных технологий в рамках межгосударственного взаимодействия, предоставляющим возможность осуществления более эффективного таможенного, налогового, транспортного, фито-санитарного, ветеринарного и санитарного контроля.
По словам министра, казахстанский сегмент системы под названием «национальный шлюз» уже разработан. Кстати, на его создание уже потрачено 2 миллиарда тенге и как минимум еще миллиард будет израсходован. В целом, уверенно заявил он, с казахстанской стороны системы уже готовы к интеграции.
У депутатов особых сомнений в целесообразности внедрения этих систем не возникло. Каждый вопрос мажилисмены начинали со слов «я поддерживаю законопроект». Тем более министр заверил их: бизнесу это ничего не будет стоить, государство только выиграет (правда, экономических плюсов с конкретными цифрами он не называл). И даже пообещал, что вопрос об информационной безопасности в рамках этих систем не встанет.
- В отношении информационной безопасности, в первую очередь, мы необходимые аппаратно-программные средства при создании этой системы предусмотрели. Для передачи информации мы предусмотрели защищенную сеть — выделенную сеть для связи, — сказал министр. — Совместно с сотрудниками КНБ мы проводить будем, прежде чем эта система заработает, соответствующую аттестацию на предмет информационной безопасности. И только после этого эта система будет работать в промышленном режиме.
Неожиданным стало обсуждение проекта закона «О реабилитации и банкротстве», рассматриваемого мажилисом во втором чтении. Этот документ, напомним, исключает процедуру внешнего наблюдения, вводится обязательное проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности должника на стадии рассмотрения судом дела о банкротстве, усиливается ответственность должностных лиц должника. Законопроектом предусматривается введение механизма по погашению требований залогового кредитора путем передачи имущества в натуре, также введены нормы, предусматривающие усиление ответственности для всех управляющих и повышение их профессионального уровня.
У большинства мажилисменов вопросов по законопроекту не возникло. Выступила лишь фракция партии «Ак жол»:
- Мы считаем, что основным направлением данного законопроекта должно было быть не обеспечение процедур банкротства предприятия, они должны были бы быть направлены на то, чтобы предприятия реабилитировались и продолжили работу. Ряд таких вопросов, как передача функций по банкротству в независимый орган либо ведомство, ответственное за развитие предпринимательства, также не нашли поддержки, — заявил от имени фракции Азат Перуашев. — Вопросы, касающиеся величины задолженности, с которой может быть инициирована процедура банкротства. Сегодня по нормам законопроекта получается, что при задолженности в 200 тысяч тенге это одна месячная зарплата одного менеджера среднего уровня, может быть, без работы оставлены десятки, сотни людей.
Еще один акцент, сделанный Перуашевым, — это вопрос банкротства физических лиц. Правительство, напомним, ввести такой институт пообещало, правда, не раньше 2016—2017 года — после введения в стране всеобщего декларирования доходов. Но такой подход фракцию «Ак жол» категорически не устраивает:
- Надо иметь в виду, что до 2016 года еще три зимы, которые надо пережить. И многие люди сегодня, не будучи защищенными подобными нормами, остаются без жилья, без крыши над головой. Они нуждаются сегодня в такой поддержке. Что важнее для нас — судьбы людей или вопросы юридической чистоты этих законопроектов? Кроме того, надо иметь в виду, что к физическим лицам относится и огромный отряд индивидуальных предпринимателей, — заявил Азат Перуашев. — В этой связи фракция «Ак жол» берется за разработку законопроекта о банкротстве физических лиц в самостоятельном порядке, чтобы не ждать 2016 года, и будет вносить его в качестве своей депутатской инициативы. С учетом сказанного мы не можем поддержать данный законопроект.
Мнение фракции «Ак жол» на общее голосование не повлияло — законопроект «О реабилитации и банкротстве» депутаты одобрили во втором чтении большинством голосов. Ну а намерение фракции разработать весьма непростой законопроект осталось без комментариев со стороны других фракций.