На фоне громких заявлений Айсултана Назарбаева
Складывается впечатление, что постновогодняя пауза в противостоянии наших дуумвиров несколько затянулась. Последние кадровые назначения говорят скорее о том, что оба президента пришли к какому-то временному компромиссу. Однако, судя по некоторым симптомам, внутреннее напряжение дуалистической системы только растет.
Намеченный на февраль съезд правящей партии отложен без объяснения причин. Вместо него в марте «Нур-Отан» проведет политсовет с невнятной, по сути глумливой, повесткой: «борьба с коррупцией».
Весьма загадочные движения происходят в Конституционном Совете.
Вот сухая хронология событий:
15 января состоялась встреча Нигматулина и Назарбаева, на которой последний заявил о «главенствующей роли парламента».
21 января Назарбаев впервые посещает заседание Конституционного Совета в роли его нового члена.
27 января Конституционный Совет принимает к рассмотрению ходатайство председателя Мажилиса Нигматулина. Суть поставленного перед КС вопроса, насколько можно судить из открытых источников, касается порядка его ротации.
При сем нужно иметь в виду, что Конституционный Совет – важнейший плацдарм в противостоянии дуумвиров. Будущий расклад сил в нем и, соответственно, возможностью заполучать нужные трактовки Конституционного Совета, это очень важно. Тем паче, если затевать конституционные реформы.
Судя по всему, с ними в Библиотеке решили не торопиться. Что на это повлияло – не очень понятно. Возможно, позиция Кремля, возможно, внутрисемейный скандал. Не исключено, что «годить» решили в связи с ожидаемым визитом американского госсекретаря, первоначально планировавшегося на январь и отложенного из-за иранских ракетных атак. Как бы то ни было, но елбасы явно потерял темп. Эта нерешительность стоит дорого, ибо окно возможностей может и не раскрыться еще раз до будущих парламентских выборов.
«Новая» — Казахстан»
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Как замечает информационный портал KZ.media, кадровая «революция» в Казахстане, стартовавшая 16 января 2020 года с решений Касым-Жомарта Токаева назначить Калмуханбета Касымова начальником Службы государственной охраны РК, а Асета Исекешева — секретарем Совета безопасности РК, идет полным ходом.
21 января 2020 года на сайте Акорды появилось сообщение об освобождении Ерлана Айтаханова от должности акима Шымкента, который проработал на этом посту всего лишь полгода: с июля 2019 года по январь 2020 года. На его место назначен Мурат Айтенов. И тот и другой — уроженцы Южно-Казахстанской области, но Мурат Айтенов стопроцентно — креатура Абая Бисембаева, помощника первого президента РК и по совместительству первого заместителя управляющего делами президента РК, — констатирует KZ.media.
По оценке этого информационного портала, Абай Бисембаев, возможно, сегодня самый близкий к первому президенту РК человек — он контактирует с ним несколько раз в день. И назначение Мурата Айтенова акимом подтверждает оценку KZ.media, что Бисембаев резко усилился за последние годы и уже сегодня его аппаратное и внутриэлитное влияние сопоставимо с влиянием спикера Сената Парламента РК Дариги Назарбаевой и зятя Назарбаева Тимура Кулибаева.
Иными словами, Библиотека отыграла у Акорды свои позиции в Шымкенте, которые были потеряны полгода назад, когда ей не удалось со скандалом сделать своего человека акимом третьего по значению города Казахстана.
Другой новый назначенец Библиотеки — начальник Департамента полиции (ДП) Алма-Аты Канат Таймерденов. А его предшественник Серик Кудебаев, тоже «библиофил», перешел на работу в Алма-атинскую область.
Эти недавние кадровые перестановки, по мнению телеграм-канала Uzyn Qulaq, лишь подтверждают тезис о том, что Токаев не контролирует кадровую политику в силовых органах, и это по-прежнему целиком и полностью зона ответственности Нурсултана Назарбаева.
«Тем не менее, несмотря на невозможность (пока) проводить кадровую политику в силовых структурах, Касым-Жомарт Токаев занял выжидательную позицию, что вполне в его характере: он известен своим терпением, выдержкой, умением анализировать ситуацию — качествами, приобретенными во время работы за рубежом», — обращает внимание Uzyn Qulaq.
В то же время аналитики из администрации президента России не могут до конца понять, в интересах какой именно элитной внутриполитической группы Казахстана действует Айсултан Назарбаев, который своими откровениями нанес сильнейший репутационный удар по елбасы и Дариге Назарбаевой. «Появившийся свежий пост (от 1 февраля) на его странице вызывает множество вопросов, вплоть до того, писал ли он его сам или кто-то использует Facebook Айсултана, пока он находится в психиатрической лечебнице», — задается вопросом Uzyn Qulaq: «Неожиданная связь Айсултана и беглого коррупционера Мухтара Аблязова может говорить о том, что он затеял собственную политическую игру, направленную на дестабилизацию ситуации в Казахстане или на невозможность осуществления нового транзита власти».
Нельзя забывать, напоминает, Uzyn Qulaq, что, несмотря на тяжелейшую наркотическую зависимость, Айсултан Назарбаев учился в «Сэндхерсте» (The Royal Military Academy Sandhurs), старейшей военной академии мира и работал в КНБ, а значит, обладает некими аналитическими способностями и рядом специфических навыков, и, находясь в Скотленд-Ярде, почему-то просил дать ему возможность связаться с Secret Intelligence Service (SIS) (британской разведкой).
Оригинал статьи: Новая Газета Казахстан