В Астане накануне праздника первого президента студенты Казахстанского гуманитарно-юридического университета в полном составе в количестве 3 тысяч человек признавались в любви первому президенту Казахстана. Этакий флешмоб с сугубо политическим содержанием.
В атмосфере всеобщей любви любопытствующие журналисты брали интервью у восторженных поклонниц президента. «Хотелось бы выйти замуж за такого же парня, как наш президент, — откровенничала одна из них, — который был бы в себе уверен, который достигал бы высот с такой же легкостью, но при этом сохранял бы такое же мужество, всегда был на три метра выше неба».
Шикарная метафора, как нельзя точно характеризующая смысл и суть мероприятия. Девушка, поместив президента Казахстана выше небес, сама того не ведая, ухватила самое главное в этом мероприятии.
Интересно, понимают ли организаторы этого подхалимаж-шоу, какой процесс он педалируют, какую заразу заносят в юные души? Что может быть постыднее и отвратительнее формирования у молодежи чинопочитания, раболепия, коленопреклонения перед вождями?
Если взрослый дядя заставляет ребят курить и пить — это считается преступлением. А когда такой же дядя принуждает молодежь лицемерить, быть неискренними, обманывать окружающих или просто приучает играть роль влюбленного в президента страны, это называется патриотическим воспитанием. Хотя и то, и другое — это очень плохо. Это вредные привычки, которые нужно искоренять, а не культивировать.
Принудительно сгонять студентов, заставлять их кричать чужие речевки и демонстрировать любовь, которой на самом деле нет, — разве это хорошо? На мой взгляд, это отвратительно и заслуживает всякого порицания. И с точки зрения здравого смысла, и с позиций тех студентов, которые на самом деле хотели бы заниматься своими делами и меньше всего думали о любви к президенту. Попробовали бы они это сделать в любой другой стране. Представляю, что бы началось!
Самое страшное, что у процесса преклонения перед политическими небожителями нет границ, и, однажды начавшись, он уже не может остановиться, достигая самых маразматических форм. Если не остановить нарикбаевых, то завтра под чутким руководством пастырей из «Нур Отана» юные патриотки, войдя в раж, будут кричать: «Хочу от него ребенка». История полна таких примеров. Вы этого хотите?!
Ладно, эти люди сами из совка и пропитаны этим так, что холопское прет наружу. Ну и молитесь своим кумирам, признавайтесь в вечной любви, но детей-то зачем к этому приобщать? Это не шутки, это очень серьезно.
Это для политиков 3 тысячи «I love you» способ отметиться, но для молодежи это в лучшем случае демонстрация постсоветского маразма. В худшем — массовый психоз, зомбирование, формирование стадного чувства. Не для того распался Советский Союз, не для того делалась перестройка, чтобы через двадцать лет из людей опять делали стадо.
Я, конечно, допускаю, что какая-та часть студентов из трех тысяч участвовавших во флешмобе (возможно, даже большая) действительно хорошо относится к президенту Назарбаеву, но это вопрос в лучшем случае уважения, но никак не любви. Эта та грань, переступив которую вполне возможное проявление студенческой инициативы превратили в дешевый фарс.
Проблема здесь не столько в нарикбаевых, которых понять можно — они таким образом, руками студентов решают свои шкурно-политические задачи. Основная проблема в студентах, которые сегодня с точки зрения гражданственности, политической зрелости, включенности в общественные процессы представляют абсолютно вещь в себе. Это откровенно индифферентные и управляемые (со стороны администрации вузов и власти) люди. У них нет своих независимых лидеров, нет серьезных влиятельных организаций, идеологически они следуют строго в русле официальной пропаганды. То есть в политическом плане они откровенно провластные.
Редкие исключения из этого правила только подтверждают общую тенденцию. Со студентами у властей нет и не может быть никаких проблем. Именно поэтому заставить их собраться и покричать «Казахстанская молодежь поддерживает президента!» — абсолютно не сложно.
В части проявления протестности, критики власти, выражения с чем-то своего несогласия казахстанское студенчество самая трусливая категория населения страны. Об этом говорят и выборы, на которых студенчество чуть ли не в полном составе дружно голосует за тех, на кого им укажут вузовские начальники. Об этом свидетельствует и статистика участия в митингах, пикетах и других протестных акциях, где студентов меньше, чем представителей других социальных групп. Об этом же говорят списки партий, где студентов опять же очень мало.
Это разительно отличается от ситуации в других странах, где студенчество традиционно является одной из самых политически активных групп населения. Наглядный пример — последние события в Украине, где студенты продемонстрировали высочайшую гражданскую активность.
Наши студенты вне политики, вне того, что не укладывается в русло официоза. Это казахстанская специфика, из которой органично вытекает объяснение, почему наша молодежь видит президента на три метра выше неба… там, где должен быть Бог.