В отсутствие независимых парламента и судебной системы на постсоветском пространстве закладываются основы нового местного абсолютизма. Любой правитель, который придет вслед за Назарбаевым, Путиным, Лукашенко, Каримовым, обречен следовать их курсу.
Автор: Александр НАРОДЕЦКИЙ
Один из ключевых представителей украинской оппозиции заместитель председателя Верховной Рады Украины Николай Томенко утверждает, что большинство населения Украины находится в состоянии идеологической войны с властью из-за ситуации в государстве. Говоря о власти, он, прежде всего, имеет в виду лично президента Януковича.: против него направлен основной поток критики, и все планы оппозиционных движений так или иначе связаны с желанием свергнуть президента.
Практически в том же ключе действует сегодня российская оппозиция, одним из главных лозунгов которой является лозунг «Россия без Путина». Большинство оппонентов казахстанской власти тоже ставят во главу угла требование ухода Назарбаева в отставку. Собственно говоря, на всем постсоветском пространстве наблюдается один и тот же вектор приложения оппозиционных программ: свержение центральных фигур режима.
Казалось бы, логично. В большинстве случаев в регионе именно на президентах фокусируются основные режимные установки. А в некоторых ситуациях президенты не унаследовали власть, а создали ее. Абсолютно заслуженным и бесспорным автором власти в Казахстане является Нурсултан Назарбаев. Другим президентам приходится эту власть доводить до своих личных нужд и потребностей. Как, например, тому же Владимиру Путину. Или Виктору Януковичу.
Однако и в Астане, и в Москве, и в Киеве в конечном итоге складывается идентичный режим, который по уровню жесткости уже может на каких-то отрезках времени конкурировать с режимом советского периода. Сегодняшняя травля оппозиции в Казахстане и Белоруссии может вызвать кое у кого даже ностальгические чувства по далеко не комфортным временам хрущевской оттепели или брежневского застоя.
Конечно, соревноваться со Сталиным Астане и Минску не по силам, однако Назарбаев уже продемонстрировал в Жанаозене, что готов пролить кровь. Так что же, в сущности, изменилось с приходом новых повелителей в странах постсоветского пространства? Увы, практически весь регион пребывает в политической ловушке.
Смена имен наверху не предполагает кардинальных изменений власти. Ее абсолют не подвергается никаким компромиссам. Зависимость нации, народа от одного человека остается неизменной. Любой, даже случайный гражданин страны, которому волей судьбы выпадет стать во главе государства, обречен блюсти курс своего предшественника. А если ему не повезло и у него нет естественных порывов к деспотии, то ему волей-неволей придется по ходу учиться азам автократии.
Выиграв президентские выборы в Украине, Виктор Ющенко поначалу пытался не копировать предыдущих коллег. Но вскоре сама система вынудила его усиливать президентские полномочия. Тем самым он уподобился методами своему предшественнику и оппоненту Леониду Кучме. Наверху разыграли типичную коррупционную интригу за власть. Закончилось все тем, что Виктор Ющенко с треском проиграл выборы и к власти вернулась старая чиновничья рать, изгнанная «оранжевой революцией». Отход от автократической системы был остановлен.
Этой западни не избежать народам России, Беларуси, Казахстана после Путина, Лукашенко и Назарбаева. Требуя ухода в отставку нынешних правителей, оппоненты власти в Москве, Минске, Астане, Киеве пребывают чуть ли не в дьявольской ситуации. Ведь, казалось бы, ничто не должно было способствовать появлению в Туркменистане второго Ниязова, а в реальности это оказалось более чем возможным. И дело не в личности Бердымухамедова, а в режиме, созданном Ниязовым.
Вероятно, перехват власти кем-то из приближенных Назарбаева, когда возникнет такой момент в Казахстане, пройдет примерно по тому же сценарию. Будь то Абыкаев или Мусин, Кулибаев или Масимов или кто другой — никто из них не избежит необходимости продолжать линию елбасы. Иначе его сомнут рядом стоящие.
Но есть и более весомое обстоятельство. Без независимого парламента и независимой судебной системы на постсоветском пространстве закладываются основы для появления нового местного абсолютизма. И на каком-то этапе этого пути обществу придется определяться не только с вопросом о президенте, но и с вопросом о переменах во власти как таковой.
А пока совсем не исключено, что жертвами нового правителя будут все те же оппоненты режима. Те же Игорь Винявский и Владимир Козлов. Не обойтись и без новых имен. И те же карательные методы, что использует Назарбаев, перекочуют в арсенал нового обитателя президентского дворца в Астане. Зачем придумывать что-то новое, когда так хорошо срабатывала уже не раз проверенная система расправ, созданная основателем режима?
В результате абсолютизм смогут довести до уровня автоматизма. А дальше, по логике, напрашивается возможность появления в регионе новой супердержавы с использованием еще не забытых рецептов недавнего прошлого. На базе общего абсолютизма.
More:
На пути к абсолютизму