В городе Жезказган, где находится крупнейшей в Казахстане завод по выплавке меди “Казахмыс”, тлеет конфликт. Власти хотят его как можно скорее погасить. Детали — в материале DW.
“Казахмыс” — крупная частная горнорудная и металлургическая компания, занимающая одиннадцатое место в мире по выплавке меди и производящая 90 процентов этого металла в Казахстане. Ее рыночная капитализация по состоянию на 31 декабря 2012 года составила 6,6 млрд долларов. И вот на этом, казалось бы, процветающем предприятии, неожиданно начались забастовки. Рабочие потребовали вернуть заводы в собственность государства.
Рабочие хотят национализации частного предприятия
По рассказам местных жителей, проблемы начались 19 июня, когда кто-то из топ-менеджеров компании якобы случайно проговорился о закрытии металлургического комплекса медеплавильного гиганта. Подтвердил эту информацию и жезказганский общественный активист Берик Жагипаров. Он сообщил DW, что рабочих взволновало сообщение о закрытии предприятия, которое является градообразующим. 24 июня, решив, что если завод действительно прекратит работу, то многие окажутся без средств к существованию, металлурги собрались на митинг.
Они потребовали встречи с совладельцем компании Владимиром Кимом и национализации металлургического завода, на котором сейчас работают более 1700 человек. “Люди не верят администрации, которая за короткий срок уже дважды меняла планы. Вначале было сказано, что уволят 800 человек. Потом объявили, что завод закроется всего лишь на реконструкцию”, — пояснил Жагипаров.
Власти постарались успокоить рабочих и не допустить разрастания протеста. Карагандинскую область, где расположен и Жезказган, посетил первый заместитель премьер-министра, министр регионального развития Казахстана Бакытжан Сагинтаев. Забастовщикам в спешном порядке было объявлено, что никаких сокращений не планируется, а в период реконструкции “Казахмыс” берет на себя обязательства по сохранению и выплате в полном объеме заработной платы всем сотрудникам предприятия.
Опасения властей и стереотипы сознания
Анализируя ситуацию, казахстанский политолог Виктор Ковтуновский в интервью DW заметил, что после Жанаозеня власти действительно боятся акций протеста и стараются максимально быстро гасить трудовые конфликты.
Однако при этом, считает политолог, нельзя не принимать во внимание тот факт, что в общественном сознании всех бывших советских граждан стойко сохраняется один стереотип: работа на госпредприятии дает больше социальных гарантий, чем на частном, а тем более на предприятии, принадлежащем иностранным инвесторам. Этим и объясняются требования рабочих о национализации “Казахмыса”.
Вместе с тем Ковтуновский не исключает, что в “Казахмысе” идет смена номинальных акционеров. Правда, по его выражению, пока сложно определить, в чью пользу перераспределят акции.
Что будет с “Казахмысом”?
Известно, что акционерами “Казахмыса” являются самый богатый человек страны Владимир Ким (25,7 процентов акций), государство в лице министерства финансов и Фонда национального благосостояния “Самрук-Казына” (26,3 процента) и целый ряд акционеров-миноритариев, которые владеют менее тремя процентами акций каждый.
Однако при этом в официальных источниках не указывалось, что в состав директоров компании с 2004 года входит Болат Назарбаев, старший брат президента Казахстана. Об этом факте стало известно лишь после доклада “Рисковый бизнес” антикоррупционной британской организации Global witness, назвавшей в 2010 году президента Назарбаева возможным истинным хозяином “Казахмыса”.
Вместе с тем в последнее время независимые аналитики не раз отмечали, что владельцы медеплавильного концерна готовятся его обанкротить и перевести на баланс государства. Но если “Казахмыс” станет банкротом, то Жезказган и близлежащие моногорода окажутся в тяжелейшем состоянии. Ведь до сих пор ни у кого нет ответа на вопрос, что делать с сотней тысяч людей в самом центре страны, где нет ни нормальной воды, ни сельского хозяйства, ни какого-либо иного производства.
Источник: www.dw.de,
получено с помощью rss-farm.ru
Read the article:
На казахстанских добывающих предприятиях снова неспокойно