За что в Казахстане посадили китаиста Константина Сыроежкина
Интернет-газета Zona.kz 27 октября опубликовала статью синолога Константина Сыроежкина, который прошлой осенью получил 10 лет тюрьмы за «государственную измену». Ученый впервые за много месяцев прервал молчание, чтобы рассказать о своем деле. Никакой конкретики в статье нет, но даже те факты, что в ней приведены, вызывают много вопросов к суду и следствию.
В публикации указано, что доказательством «преступной деятельности» Сыроежкина следователи сочли статьи и материалы, подготовленные по просьбам его китайских коллег на основе открытых источников. Они не содержали никакой инсайдерской информации и не могли нанести ущерба национальным интересам Казахстана.
Сыроежкин настаивает, что это был «научный обмен между коллегами».
Ученый также написал, что следствие и суд над ним проходили в закрытом режиме, хотя и эксперты, и гособвинитель подтвердили, что о государственных секретах в деле речи не шло. Приговор ему дали прочесть всего один раз, а постановление апелляционной коллегии он «не видел вообще».
По мнению правозащитника Галыма Агелеуова, статья Сыроежкина появилась из-за того, что власти Казахстана решили после «косметических поправок» ничего не менять в приговоре, где 10 лет тюрьмы «есть чудовищная несправедливость».
«Судя по тексту, карательная машина кривосудия выполнила заказ спецслужб, которые сфабриковали дело, лишив Константина Львовича права на справедливый судебный процесс.
Мы, как правозащитники, постараемся узнать подробности обвинения, но из того, что понятно, будем делать заявление по пересмотру дела», — заявил Агелеуов «Фергане». Он предположил также, что текст статьи «обращен к коллегам, которым следует организовать кампанию в защиту Константина Львовича».
Сыроежкин — ведущий специалист в Казахстане в области китаеведения, доктор политических наук. Был главным научным сотрудником Казахстанского института стратегических исследований, советником во многих исследовательских проектах РК по изучению Китая. Он являлся научным консультантом докторской диссертации нынешнего президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева «Внешняя политика Казахстана в период становления нового мирового порядка», которую тот защищал в 2001 году в Москве в Дипакадемии, будучи премьер-министром.
Примерно с февраля прошлого года Сыроежкин перестал выходить на связь с журналистами. Источники «Ферганы» утверждали, что он должен был принять участие в конференции «Китаеведение в Казахстане: состояние и перспективы», но по неизвестным причинам не появился на публике. Лишь в начале мая, когда об уголовном преследовании ученого написали казахстанские и зарубежные СМИ, Комитет нацбезопасности Казахстана подтвердил, что его арестовали 19 февраля по обвинению в госизмене.
За судьбой Сыроежкина следили сотни ученых, политологов и экспертов со всего мира. Еще в мае они обратились к казахстанскому президенту с просьбой разъяснить, что происходит, и взять расследование дела ученого под личный контроль. Прошлой осенью, когда суд признал Сыроежкина виновным в государственной измене, назначив ему 10 лет лишения свободы в колонии строгого режима, в Сети появилось еще одно обращение. Его подписали 200 человек — ученые, журналисты, публицисты, аналитики, правозащитники.
«Константин Львович Сыроежкин — выдающийся по мировым меркам профессионал, талантливый ученый, внесший весомый научный вклад в развитие Казахстана, Центральной Азии и России, их отношений с Китаем и многими другими странами.
Наше серьезное беспокойство вызывает не только нелепость самого обвинения, крайняя жестокость и очевидная несправедливость вынесенного приговора, но и то, что К.Л.Сыроежкин испытывает большие проблемы со здоровьем. По сути десятилетний срок приговора равносилен для него смертному приговору», — писали авторы обращения.
В конце ноября прошлого года коллегия по уголовным делам Алматинского городского суда частично изменила приговор китаисту, отменив дополнительное наказание в виде лишения гражданства Казахстана. В остальном вердикт был оставлен без изменения.
Еще в прошлом году политолог, эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов писал, что прецедентов, подобных делу Сыроежкина, когда в госизмене обвиняли экспертов-гуманитариев, на постсоветском пространстве было немного. Но недавно стало известно о похожем деле в Узбекистане.
В мае там приговорили к 12 годам лишения свободы известного политолога, бывшего директора Института стратегических и межрегиональных исследований Рафика Сайфулина. Обвинение ему было предъявлено по статье 157 («Измена государству») Уголовного кодекса Узбекистана. Никаких подробностей о процессе и приговоре узнать не удалось. Сайфулин в 1990‑е годы работал в Государственном комитете по прогнозированию и статистике, позже возглавил Институт стратегических и межрегиональных исследований при президенте Узбекистана. В последние годы выступал в качестве политолога на различных международных конференциях, в частности по темам региональной безопасности.
Еще одно дело о госизмене в отношении ученого было заведено в России — минувшим летом российская ФСБ обвинила по этой статье 78-летнего доктора технических наук, специалиста по Арктике Валерия Митько. По версии следствия, он продавал секретную информацию о российских подводных лодках китайским спецслужбам. Ученый же уверял, что просто читал лекции в одном из местных университетов.
Оригинал статьи: Новая Газета Казахстан