В то время как туркменские граждане выстраиваются в длинные очереди за скудной, субсидируемой государством едой, члены правящей семьи живут много. Впервые журналисты обнаружили документальные доказательства того, что связи с президентом Гурбангулы Бердымухамедовым могут означать прибыльные инсайдерские сделки.
Ключевые результаты
- В условиях повсеместной нехватки продовольствия президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов заключил контракт на 25,7 миллиона долларов на импорт субсидируемых государством основных продуктов питания фирме, зарегистрированной в Соединенном Королевстве.
- Эта фирма, не имеющая публичной истории деятельности по импорту продуктов питания, контролируется племянником президента Хаджымуратом Реджеповым.
- После получения контракта Реджепов приобрел роскошный особняк в элитном районе Ашхабада.
Каждый день по всему Туркменистану голодные граждане часами выстраиваются в очередь, чтобы купить небольшое количество субсидированных продуктов питания в условиях экономического кризиса. Управляемый замкнутым кругом коррумпированных автократов, Туркменистан провел десятилетия в изоляции от мира. Но продовольственный кризис начался в 2016 году, когда Россия внезапно перестала покупать природный газ. Внезапно у туркменского правительства отчаянно не хватало долларов для оплаты своих долгов.
Центральноазиатская страна пострадала от гиперинфляции, ее валюта рухнула, и правительство ввело жесткие ограничения на обмен.
В результате импорт резко упал, в результате чего цены на продукты питания стали недоступны для большинства семей. Правительство начало субсидировать импорт избранными компаниями, но поставок по-прежнему не хватает.
«Они приносят очень мало всего, и этого недостаточно для людей», — сказал сотрудник государственного сектора на условиях анонимности, опасаясь возмездия.
Мало что известно о том, как работает эта схема импорта продовольствия, поскольку правительство не публикует публичной информации о своих подрядчиках или стоимости импорта.
Но репортеры Turkmenistan.News и Gundogar, партнеры OCCRP в Туркменистане, обнаружили, что одна из компаний, получивших контракт на импорт продуктов питания, принадлежит 39-летнему племяннику президента Гурбангулы Бердымухамедова Хаджымурату Реджепову.
Фирма Реджепова, зарегистрированная в Великобритании, у которой нет веб-сайта и публичной истории деловой активности, получила контракт на 25,7 миллиона долларов США на импорт основных продуктов питания, таких как курица, сахар и растительное масло, в результате указа, подписанного его дядей в ноябре 2016 года. Документ ранее никогда не предавался огласке.
Источник богатства Реджепова долгое время оставался загадкой, хотя широко распространено мнение, что он извлекает выгоду из своей семейной связи с президентом. Эта сделка — первое документальное свидетельство того, что он делает.
Репортеры также узнали, на что он потратил часть своих денег.
Получив выгодный контракт от своего дяди, Реджепов приобрел для своей семьи роскошный особняк в столице Туркменистана Ашхабаде. Этот величественный дом украшен мрамором, итальянскими хрустальными люстрами и бронзовыми украшениями — предметами роскоши, недоступными для обычных туркмен.
Ничто из этого — ни секретный контракт, ни кумовство, ни роскошь среди чужих страданий — не удивляет Рэйчел Денбер, заместителя директора отделения Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии.
По ее словам, коррупция «является частью ДНК туркменского правящего круга». «Это широко распространено, оно глубоко укоренилось, и это сногсшибательно».
Связаться с Реджеповым для получения комментариев не удалось.
Семейное дело
В дипломатической телеграмме 2009 года, опубликованной WikiLeaks , официальный представитель США написал, что президент Бердымухамедов «пошел на все, чтобы скрыть информацию о своей семье и личной жизни от общественности».
Эта секретность особенно эффективна в Туркменистане, где правительство контролирует все СМИ, Интернет подвергается цензуре, а журналистов арестовывают и подвергают пыткам. Тем не менее, стали известны некоторые подробности о семье малоизвестного деревенского дантиста, ставшего лидером одного из самых секретных режимов в мире.
В начале 1980‑х годов, когда Туркменистан был частью Советского Союза, Бердымухамедов практиковал в сельской поликлинике под Ашхабадом. Он продвинулся вверх по медицинской системе в последние годы советской власти и после обретения страной независимости в 1991 году. К 1997 году он был министром здравоохранения при президенте Сапармурате Ниязове, а в 2001 году был назначен на должность заместителя премьер-министра. всего на одну ступеньку ниже президента.
Когда в декабре 2006 года умер Ниязов, Бердымухамедов был назначен исполняющим обязанности президента, что, возможно, нарушило Конституцию. Он был избран на этот пост два месяца спустя, набрав почти 90 процентов голосов на выборах, на которых не было истинного кандидата от оппозиции.
Хотя получить информацию о богатстве президентской семьи сложно, сообщения в социальных сетях показывают, что его племянник Реджепов наслаждается светской жизнью. Фотография в Instagram предполагает, что он провел отпуск в Куршевеле, пятизвездочном французском горнолыжном курорте, с группой друзей. На других фотографиях он путешествует первым классом рейса Эмирейтс, водит дорогие машины и демонстрирует роскошные часы.
В то время как социальные сети раскрывают богатый образ жизни семьи, было невозможно узнать, где они берут свои деньги. Но в директиве Бердымухамедова о предоставлении Реджепову права на ввоз продуктов питания есть возможное указание: госконтракты.
Миллионы часов
У зятя Реджепова Ибабекира Бекдурдиева есть собственная дорогая часовая одежда.
Как ранее сообщали Turkmenistan.News и «Гундогар», в сообщениях Бекдурдиева в социальных сетях демонстрируются часы на сумму более 1 миллиона долларов . Когда Бердымухамедов вручил ему медаль «За любовь к Отечеству» в 2018 году, тогдашний 28-летний молодой человек был охарактеризован как работающий на средней должности в национальной газовой компании, которая вряд ли могла финансировать такую часовую привычку. Двоюродный брат Реджепова Кемаль также имеет коллекцию роскошных часов , в том числе швейцарские часы Richard Mille RM 011 за 400 000 долларов.
Иностранные фирмы
11 ноября 2016 года Бердымухамедов подписал указ № 14995, поручивший Министерству торговли и внешнеэкономических связей подписать импортные контракты с семью иностранными компаниями на общую сумму почти 60 миллионов долларов. По крайней мере, три компании вызывают серьезные вопросы.
Самый крупный контракт на сумму 25,7 миллиона долларов был заключен с ТОО «Greatcom Trade». Владельцы британской компании скрывались за двумя офшорными фирмами. Но теперь он отвечал за поставку в Туркменистан 15 100 тонн сахара, 7 000 тонн куриных окорочков, 2083 тонны подсолнечного масла, 170 тонн сливочного масла и 107 тонн маргарина.
С тех пор Великобритания начала требовать от всех местных компаний раскрытия имен их бенефициарных владельцев. Документы Greatcom показывают, что в конечном итоге он контролировался Реджеповым.
Указ Бердымухамедова, разрешающий Greatcom импортировать продукты питания, является уникальным документом в стране, где президент играет непосредственную роль в большинстве аспектов управления. Это единственный указ президента, имеющий прямое отношение к поставкам продуктов питания, из тысяч указов, рассмотренных журналистами.
Скорее всего, это была не разовая сделка.
«Этот указ является сигналом президента туркменским чиновникам по всей цепочке — от заместителя премьер-министра, ответственного за торговый сектор, до министра, — что отныне они должны работать только с этими фирмами», — сказал знакомый из Ашхабада человек. с системой импорта продуктов питания, пожелавшие остаться неизвестными.
По крайней мере, еще одна иностранная компания, включенная в указ, также контролировалась инсайдером.
Мердан Курбанов, давний деловой партнер Реджепова, фигурирует в корпоративных отчетах Великобритании как бенефициарный владелец фирмы Staunchest Holdings LP, которая получила импортный контракт на сумму 7,8 миллиона долларов. (Его младший брат Максат был одним из тех, кто сопровождал Реджепова в Куршевель.) Как сообщал Turkmenistan.news, когда-то эта фирма имела монополию на импорт замороженного мяса буйволов в Туркменистан. Он был распущен в марте.
Еще один контракт на 3,5 миллиона долларов на импорт более 1200 тонн сладостей был заключен с Intergold LP, шотландской фирмой, основанной менее года назад.
С тех пор Intergold был переименован в безобидное имя SL024852 LP, и его владельцы остаются анонимными. Но Международный консорциум журналистов-расследователей сообщил, что Deutsche Bank назвал подозрительным перевод в размере 1,6 миллиона долларов в 2017 году от министерства торговли Туркменистана, который был назван платежом за «кондитерские изделия».
Согласно туркменскому законодательству, конкурсный тендер не требуется в «исключительных случаях» или для товаров и услуг, предназначенных для регулируемых внутренних рынков. Это дает правительству лазейку для подписания контрактов из одного источника по своему усмотрению, как это было в случае импорта продовольствия в 2016 году.
Особняк Реджепова
Хотя аккаунт Реджепова в Instagram демонстрирует его зарубежные поездки, репортеры обнаружили дополнительные доказательства его богатства в его родной стране: он, похоже, приобрел дом, далеко превосходящий самые смелые мечты большинства туркмен.
Дом находится в эксклюзивном комплексе Gazha в центре Ашхабада, который был построен почти на 547 миллионов долларов государственных средств в преддверии Азиатских игр в закрытых помещениях и по боевым искусствам. По данным Amnesty International, чтобы освободить место для застройки, которая включает в себя совершенно новый детский сад, школу, торговые центры и парк, правительство снесло дома и выселило жителей без должной компенсации .
В 33-минутном видео, размещенном на YouTube, а затем удаленном, дизайнер интерьеров демонстрирует результаты своей работы над трехэтажным особняком. Видео, которое, похоже, было снято где-то в 2018 году, предлагает экскурсию по богатствам, включая позолоченные краны в форме птиц, хрустальные люстры и дизайнерскую мебель.
«Стены и потолок здесь отделаны в римском стиле, тоже из мрамора», — говорит дизайнер о гостевой комнате. «Есть еще одна особенность: паркетные полы. Хозяева застилают ковер, но сам пол — шедевр ».
В гостиной он подчеркивает декоративные узоры на дверях. «Здесь у нас есть дерево, и оно отлито из бронзы», — говорит он, указывая на богато украшенные узоры. «И все такие детали, даже на мебели, отлиты из бронзы».
Подсказка на видео указывает на то, что дом принадлежал Реджепову.
Демонстрируя просторную спальню на третьем этаже, дизайнер говорит, что она принадлежит мальчику из 8‑го класса, то есть ему примерно 14 лет. Изголовье большой кровати украшено латинскими буквами BH.
Журналисты смогли идентифицировать Б.Х. как сына Реджепова Бегенча, который носит отчество Хаджымуратов, что является обычной практикой в Туркменистане. Он даже опубликовал фотографию из особняка в своем Instagram-аккаунте.
Дом также появился на видео с празднования 60-летия отца Реджепова.
Дом в Гаже
В инстаграм-аккаунте дизайнера интерьеров указаны данные о местонахождении дома.
На видео, которое он разместил в январе 2017 года, изображена улица, на которой строятся дома с красными крышами в Ашхабаде. Спутниковые снимки показывают, что красные крыши в туркменской столице — редкость, но они характерны для жилого комплекса Гажа, который строился в 2017 году. На спутниковых снимках также видны лампы на заборах, окружающих жилые дома. Они также появляются в видео.
Согласно госконтракту, предусматривающему перепланировку Гажи, строительство дома Реджепова стоило около 320 тысяч долларов. Неясно, сколько стоил интерьер, но видео-тур предполагает, что это было довольно дорого.
Получение прибыли от страданий
Поскольку Реджепов наслаждается своей роскошной жизнью, условия жизни простых граждан Туркменистана не улучшаются.
Поскольку в прошлом году ситуация продолжала ухудшаться, правительство ввело продовольственные карточки во всех регионах за пределами столицы и потребовало от граждан покупать субсидированные продукты рядом с их юридическим адресом регистрации. С тех пор в некоторых районах рационы питания сократились.
Поскольку запасы продовольствия не соответствовали спросу, некоторые семьи начали получать небольшую прибыль, рано приходя в очередь и покупая продукты, пока они не кончились, а потом продавали их по более высокой цене. Возросла напряженность среди голодных людей, обеспокоенных тем, как они будут кормить свои семьи. Споры, драки и драки стали обычным явлением, заставляя правительство размещать полицейских в магазинах для поддержания порядка и предотвращения спекуляций.
В октябре 2020 года жители Мары, города-оазиса в пустыне Каракумы, обнаружили, что их рацион был сокращен до двух куриных четвертинок на семью в месяц и шести яиц на человека. В апреле этого года город Балканабад снизил ежемесячный рацион до одной куриной четверти , одного литра растительного масла и 250 граммов сахара на семью.
Нехватка продуктов питания и длинные очереди являются «источником огромного стресса», — сказал Денбер из Human Rights Watch. «Непристойно, что в окружении Бердымухамедова есть люди или кто-то, кто, воазможно, зарабатывает на этом горе».
Мэтью Купфер предоставил репортаж. Ольга Гейн и Айганыш Айдарбекова внесли свой вклад в исследование.
Источник: https://www.occrp.org/