Политик Амиржан Косанов прислал в редакцию ответ на письмо политзаключенного Владимира Козлова, в котором тот прокомментировал его воспоминания о политических процессах десятилетней давности, опубликованные в одном из казахстанских изданий.
Присланный в редакцию ответ Амиржана Косанова так и называется: “Мой ответ Владимиру Козлову”. А письмо-комментарий Владимира Козлова, опубликованный на портале, вы можете прочитать под заголовком “Не рука это была, а голова, Амиржан”.
“Уважаемая редакция!
У меня свой опыт личной переписки с моим давним другом по демократическому движению Владимиром Козловым, который сейчас находится вне свободы. Мы с ним вместе съели не один пуд соли, побывали в различных политических (и не только) передрягах. Я считаю его мужественным и заслуживающим всяческого уважения борцом, который не сломался под беспрецедентным прессингом режима. И я мог бы сам ему ответить в личном письме. Ибо у нас, как многолетних соратников, есть своя степень доверительности, чем я лично я горжусь.
Но его статья опубликована в вашей газете. Тем более, что вы пишете, что ждете моей реакции. Поэтому вам и отвечаю.
Внимательно прочитал опубликованную у вас его статью «Не рука это была, а голова, Амиржан», где он комментирует некоторые факты, приведенные мною в журнале «Адам бол». Как известно, я на протяжении 15-ти номеров этого издания публиковал части своей будущей книги, где вспоминаю историю казахстанской оппозиции через призму своего личного восприятия тех или иных событий и персон.
В журнале я заявил, что никогда не претендовал на истину в последней инстанции и не являлся участником всех без исключения событий, происходивших в казахстанской оппозиции: я всего лишь один из многих участников и буду писать только о том, чему я был непосредственным свидетелем. А о том, что чего я не видел и в чем не участвовал, писать не буду. И название серии статей выбрал «Я свидетельствую». И поэтому я рад, что своими воспоминаниями и деталями Володя внес свою лепту в общую картину.
Во-первых, я не отказываюсь от своих слов относительно поведения партии «Алга» во время парламентских выборов. Ибо предварительные договорённости о поддержке ОСДП со стороны «Алга» и имеющихся у нее ресурсов (в том числе и через активистов во время агитационной кампании и наблюдения за выборами и аффилированных к «Алге» СМИ) были. Но позже этого не случилось. Я говорил только об этом. Судя по словам Володи, партия приняла другое решение. Но это было, повторяю, уже позже наших договоренностей. И это было решение этой партии.
Володя говорит о спорах по поводу форм объединения оппозиции. Вы знаете, что я всегда ратовал за организационное единство всех демократических сил. Я был за единую организацию, в которую бы вошли все имеющиеся тогда оппозиционные организации. Володя же, исходя из своего опыта и оценки некоторых действующих персон в оппозиции (как он сам пишет) имел несколько иную позицию. И это нормальный процесс обсуждения, ибо в споре рождается истина. Ведь единство вовсе не значит единомыслие, чтобы все шагали строем и не имели своего, отличного от других мнения. Мы с коллегами дискутировали и по многим другим вопросам.
Володя также пишет и о роли ряда конкретных лиц. Время показало, что он во многом оказался прав. В том числе и в оценке личностей Своика и Туякбая, которые из уст политзаключенного звучат достаточно аргументированно и, признаюсь, жестко.
У меня же немного иная позиция. Вы знаете, что за всю свою оппозиционную деятельность с 1997 года, я ни разу публично не критиковал никого из своих коллег (хотя, если признаться, многих есть за что). Это мое кредо. Оно было нарушено только один раз, после действий Туякбая и его нынешнего окружения по расколу в единой ОСДП «Азат». Считаю, что все мы, кто находится в оппозиции, не должны выяснять отношения сейчас: у нас есть другая общая цель — это критика действующей власти. И по этой причине я в своих статьях в журнале «Адам бол» старался не касаться персон.
Хочу быть правильно понятым и в отношении Мухтара Аблязова. Все вы знаете, что когда многие из тех, кого финансировал Мухтар, не посмели выступить в его защиту, я, человек, не состоявший в рядах «Алга», открыто и публично поддерживал (и поддерживаю) его. Он этого заслужил.
Я писал о «руке Лондона», Володя образно говорит о «голове» Мухтара. Так вот я скажу, что нам нужны и головы, и руки всех без исключения: и лидеров, и рядовых членов партий. Ибо в любой демократической организации (да во всем обществе) все мы имеем одинаковые права и обязанности!
По большому счету мне не о чем спорить с Володей, у нас общее видение многих проблем казахстанского общества. И, как оказалось, в оценке некоторых персон. Поэтому предлагаю вашей газете эту тему закрыть.
Сейчас надо говорить и писать о другом. Например, о том, как мы можем помочь Володе в его нынешних тяжелых условиях? Почему нет мощного общественного процесса в его защиту внутри страны и за рубежом?
Есть вопросы и более широкого политического спектра. А именно: что будет делать казахстанская оппозиция во время предстоящих выборов? Сможем ли выступить единым фронтом?
И последнее. Я обязательно напишу свое личное письмо моему другу Володе, где, возможно, мой ответ на его вопросы будет шире и с конкретными именами. И уверен, что придет время и мы сядем и вместе с другими обсудим состояние дел в стране и оппозиции!
С уважением, Амиржан Косанов”.