Егор Соболев — украинский журналист, которого хорошо знают в Казахстане. Он много раз приезжал в нашу страну — проводить тренинги по журналистским расследованиям, участвовать в конференциях. Теперь он уходит из профессии. Почему — Егор Соболев объяснил в своем блоге на сайте «Украинской правды». Мы приводим перевод его заявления.
Автор: Егор СОБОЛЕВ
Я больше не редактор «Свидомо». Я вообще решил уйти из профессии, которой посвятил 18 лет. Я хочу сконцентрироваться на том, без чего ни одна профессия в этой стране не будет профессиональной. Нам нужно подняться, выбросить эту власть и — еще важнее — наконец основать государство Украина, которой можно гордиться.
Я больше не вижу возможности изменить положение дел как журналист. Последние три года я верил в теорию малых дел. В сочетание журналистики и активизма. За это время я организовал больше митингов, чем подготовил качественных текстов. Но побед все равно в разы меньше, чем поражений. И тенденция — вниз.
«Нежинские робингуды» сидят (шестеро жителей города Нежина, объявившие войну местным наркоторговцам, получили сроки от 7 до 12 лет — ред.), «бизнес» Табачника (министробразования Украины — ред.) на чем только можно в образовании или циничные закупки Минздрава цветут и… Вы все знаете. Расцвет журналистских расследований в стране никак не мешает ее дерибану. Напротив, дерибан приобрел невиданные масштабы и совершенство. Я в принципе понимаю тех депутатов Киевсовета, которые думают, что я идиот. «Расследует, пикетирует, в дверь ломится… Дурачок такой. А мы голосуем». Мне кажется, за это стоит переживать не только журналистам. В этой стране так же невозможно быть эффективным адвокатом, правозащитником, милиционером. Не говоря уже о судье или прокуроре.
Когда-то многие из нас решили: «Надо стать профессионалом, и из таких сложится нормальная страна». В середине девяностых я восторженно занялся финансовой тематикой. Смотрел тогда на банковскую систему как на кроветворную, которая разгоняла эритроциты в жилах бизнеса разного размера, который рождался на обломках советской экономики.
Но в результате такое государство утверждает бизнес только одной семьи. И сотни, если не тысячи бизнесменов — в изгнании. А другие — присматриваются к плану Б.
В 2000‑м, когда движение «Украина без Кучмы» подарило журналистике термин «оппозиция», я перешел на тему политики. Как меня не отговаривала Юля Мостовая (известная украинская журналистка, трижды лауреат премии “Лучший журналист года” — ред.) , я верил — настоящая политическая конкуренция станет локомотивом развития всей страны, будет поднимать вверх лучших. Был Майдан, был «5 канал». Но в 2007‑м, даже когда меня еще не отстранили от эфира, я понял — это государство поднимает вверх таких, чью политику нет смысла описывать, а тем более — распространять их мысли. Их вычистить надо поганой метлой, как гору мусора на ручье. И для этого людей надо не развлекать шоу «Что Янукович ответил Тимошенко, а Ющенко — им обоим», а заставить задуматься, что эти политики делают, а скорее не делают для нас.
В 2008‑м создал «Свидомо» (агентство журналистских расследований — ред.). Занялся журналистикой расследований, прежде всего в трех ближайших к людям темам — здоровье, образование, правосудие. После истории с книжным магазином «Сяйво» (журналистыподозревали, что за рейдерским захватом помещения магазина в центре Киева стоит мэр города — ред.) осознал, что расследования сами по себе тоже не работают. Занялся активизмом. А дальше — я уже писал. Ничего не получается по большому счету. Ты можешь быть илиИванушкой-дурачком (ну, хорошо, Дон Кихотом). Или встроиться в гору мусора и искать смысл в семье, размере дома, воспитании детей.
Только детям здесь же жить! Мы все если не осознаем, то точно чувствуем, что это бандитское и одновременно жалкое государство, которое, как сказал бард, образовалось «на наших дряблой спинах» — оно неизлечимо. Никакими журналистскими расследованиями, никакими общественными кампаниями, тем более никаким личным «я честно делаю свое дело» ее не изменишь. Надо или бежать из страны вместе с детьми, или строить для них новую.
Поняли это же когда-то бостонские торговцы чаем, которые выбросили свои товары за борт, чтобы отвоевать своей стране независимость. Для меня это пример, как надо действовать в подобной ситуации. Притом что им не давал нормально жить король Георг — лидер наиболее цивилизованной тогда страны мира. А мы живем — согласны с этим или нет — по правилам Януковича.
Я хочу помочь всем, кто понимает — его надо арестовывать и судить. Хочу помочь всем, кто понимает— свергнуть власть мародеров мало. Надо спроектировать и договориться о новых правилах, причем таких, которые дадут нам возможность прыжка. Как американская Конституция помогла диким землям стать мировым лидером. Хочу помочь всем, кто понимает: путь к этому — системная и технологическая работа с людьми. От двора ко двору, от района к району, от города — в город.
Как буду кормить своих четверых детей? Это, как и безопасность семьи — две вещи, которые больше всего меня беспокоят.
Выход один — нам всем нужна профессиональная революционная организация, которая будет способна аккумулировать и деньги, и людей, и силу, и идеи для действительно успешных преобразований. Буду делать все что смогу, чтобы она состоялась.
А новым редактором “Свидомо” стала его лучшая расследовательница Мария Землянская. Огромное спасибо всем, у кого учился, с кем конкурировал и от кого получал помощь в моей славной профессии.
Спасибо, друзья! Просто я больше не верю, что это можно изменить текстами.
Источник: блог Егора Соболева на сайте “Украинская правда”