Несмотря на то, что пограничный конфликт между кыргызскими и таджикскими пограничниками вокруг анклава Ворух Исфаринского района Согдийской области Таджикистана, расположенного на территории Баткенского района Баткенской области Кыргызстана, несколько поутих, этот инцидент остается самым обсуждаемым у соседей.
Так уж сложилось, что на территории Баткенской области Кыргызстана находится таджикский анклав Ворух, принадлежащий Исфаринскому району Согдийской области Таджикистана. Через него пролегает единственная дорога, соединяющая между собой два района Кыргызстана — Ляйлекский и Баткенский. И чтобы проехать, скажем, из первого района в областной центр, жителям приходится дважды пересекать таджикскую границу.
Чтобы избежать этого, кыргызские власти решили строить объездную дорогу. Она позволит объезжать таджикские населенные пункты в обход таджикского анклава Ворух, окружённого со всех сторон Кыргызстаном.
Таджикская сторона выступает против строительства дороги, потому как считает, что ее часть проходит по ее территории. Таджики предлагают отложить дорожные работы до согласования линии границы (на данный момент из общей границы в 970 километров между странами согласовано только 519 км). Кыргызстан же уверен, что дорога строилась не на спорном участке, как утверждает Таджикистан, а на территории Баткенской области.
И вот 11 января на кыргызско-таджикской границе в районе водозабора в Баткенском района Баткенской области произошла перестрелка между пограничниками Кыргызстана и Таджикистана. Инцидент произошел рядом с селом Кок-Таш, куда прибыли пограничники для урегулирования конфликта между жителями Кыргызстана и Таджикистана по поводу строительства объездной автомобильной дороги «Кок-Таш — Ак-Сай — Тамдык».
От огнестрельных ранений и осколков пострадали 10 военнослужащих, как с кыргызской, так и с таджикской стороны. Но кто первый открыл огонь, кто кого спровоцировал — до сих пор неясно.
По версии кыргызов, конфликт начали таджикские пограничники, требовавшие в грубой форме прекратить строительство автодороги. Страсти накалились, раздались выстрелы, а затем таджикские пограничники обстреляли кыргызских пограничников из миномета.
Версия таджикской стороны прямо противоположна. Пограничный наряд, заметив факт нарушения государственной границы Таджикистана, потребовал от нарушителей приостановить строительные работы. В ответ кыргызский пограничный наряд открыл целенаправленный огонь, в результате которого военнослужащие пограничных войск Таджикистан получили ранения, и в целях защиты жизни и здоровья таджикские пограничники были вынуждены открыть ответный огонь.
По поводу данного вооруженного конфликта стороны обменялись дипломатическими нотами, где возложили ответственность за конфликт друг на друга, а чрезвычайный и полномочный посол КР Урмат Саралаев был отозван из Таджикистана на неопределенный срок. Отдельной нотой МИД КР информировало таджикскую сторону о закрытии кыргызской стороной всех пограничных и таможенных пунктов пропуска на кыргызско-таджикской государственной границе до стабилизации сложившейся ситуации «с целью предотвращения межэтнических конфликтов и обеспечения безопасности жителей приграничных районов».
Однако если рассуждать с житейских позиций, то конфликт ударил, прежде всего, по интересам Таджикистана. Границы этого государства с Узбекистаном практически закрыты, дороги заблокированы, а железнодорожные пути демонтированы. Поэтому из Кыргызстана таджики получают практически все товары народного потребления и ГСМ, через эту страну уезжают на заработки в Россию.
Тем не менее, заместитель председателя Согдийской области Джумабой Сангинов, заявляет, что «Таджикистан не уступит даже 1 см своей территории», не подастся давлению и не согласится с приграничными требованиями Кыргызстана.
В тоге сложилась патовая ситуация. С одной стороны говорят: «Не отдадим ни сантиметра своей земли», а с другой: «Мы не намерены отказываться от продолжения работ по строительству дороги».
Пока силовики двух стран договорились вывести из приграничной зоны воинские подразделения и команды спецназа, но если лидеры Таджикистана и Кыргызстана не смогут разрешить проблемы, то разводить пограничников по обе стороны придется уже третьим силам. Потому как политической воли к миру и сотрудничеству не наблюдается, а вот обвинений и вражды в избытке и, вероятно, пока не произойдет делимитация границы, конфликты между соседями будут неизбежны.