- Станислав Александрович, как Вы оцениваете последние кадровые перестановки в высших эшелонах власти в Казахстане, связанные с событиями в Жанаозене? А именно увольнение зятя Назарбаева и назначение нового акима.
- Ну, что касается акима — это была чисто техническая замена. Это не имеет никакого существенного политического значения. А увольнение зятя — это, конечно, серьезно. Никакой прямой
- И чем это объясняется?
- Видимо, не хочет, чтобы его преемники вырастали у него на глазах. Его преемники должны прийти в последний момент, т.е. за 5 минут до его перехода в мир иной. А еще лучше после того.
- Как Вам представляется будущее Тимура Кулибаева после этой отставки?
- Будущее зависит от его тестя. А что в голове у Нурсултана Абишевича я, не будучи телепатом, медиумом, сказать не могу.
- Но преемником Кулибаеву уже не быть?
- Знаете, в тоталитарной системе возможно все. Возможно, что
- Что именно, по Вашему мнению, заставило власти Казахстана зашевелиться и активизироваться?
- Общая ситуация в мире. Потому что сейчас в мире идет полная демократизация, «арабская весна». Также процессы идут и в России, как мы видим. Чего еще недавно никто не предполагал, кроме меня. Кстати, идут процессы даже в непризнанных государствах, для которых авторитаризм был абсолютно необходим с точки зрения обеспечения их безопасности и независимости. Мы видим, что происходит в Южной Осетии, Приднестровье, где старые лидеры теряют власть, а новые — побеждают. Поэтому, я думаю, Назарбаев испугался, что эта волна может прийти и в Казахстан.
- Адекватны ли принятые казахстанскими властями меры в той трагедии, что произошла в Жанаозене?
- Нет. Я думаю, что эти меры не вполне адекватны. Но при авторитарном режиме никогда не бывает адекватных мер. На адекватные меры в таких случаях способны только демократические режимы, которые постоянно поддерживают обратную связь с обществом и населением.
- На кого рассчитан этот ход президента?
- Он рассчитан, естественно, на народ Казахстана. Назарбаев пытается убедить народ, что пошел на
- Будет ли это способствовать стабилизации ситуации в регионе и прекращению преследований нефтяников?
- Нет. Я думаю, это не будет способствовать стабилизации. Потому что чем меньше остается у Назарбаева база элитной поддержки, чем больше количество врагов он себе создает, тем, конечно, менее стабильной будет ситуация в Казахстане. До сих пор Назарбаев был константной фигурой, но если элиты поймут, что он подобно позднему Сталину, начинает отстрел людей без разбору, то тут может всякое случится.
- Что власть Казахстана должна сделать, чтобы вернуть уважение людей к себе в западном регионе?
- Очень просто: провести демократические выборы, и тогда Назарбаев войдет в историю не только как создатель государства Казахстан, но и как великий его демократизатор. Но, это конечно же, невозможно.
- Удастся ли Назарбаеву остановить волну народного недовольства действиями властей в Казахстане, которая уже вышла за пределы Мангистауской области?
- Как показывает опыт мировой истории, остановить ее можно только в условиях жесткого тоталитарного режима. Например, в Северной Корее это можно сделать. Но для этого нужны очень жесткие меры, нужно значительное ужесточение режима по сравнению с нынешним. Если Назарбаев не готов к такому ужесточению режима и если он не хочет быть
- Как скажутся попытки Назарбаева загладить вину перед людьми на ближайших выборах?
- Результаты выборов в Казахстане не зависят от волеизъявления избирателей. Они формируются совершенно в другом месте, другим путем. Поэтому никак не скажутся.
- Насколько объективным может быть расследование по делу нефтяников Жанаозена?
- Пока существует нынешний режим, при нынешнем формате объективным оно точно не будет.
- Какие последствия от работы комиссии по расследованию инцидента могут быть для жителей города и прилегающих территорий?
- Если вспомнить последние годы советской власти, тогда все было также. Происходит
- Какие выводы должны сделать власти Казахстана после событий в Мангистауской области?
- Нужна политическая система европейского образца. Это идеальный механизм страхования от любых неприятностей такого толка. В Европе бывает все, но никогда не происходит полного краха. Потому что этот механизм работает достаточно эффективно и эксцессы не приводят к разрушению политической системы в целом. Мирный последовательный путь, даже длительный переход к европейской политической системе был бы для Казахстана выходом из ситуации. Но я, конечно, не уверен, что Нурсултан Абишевич к этому готов.
- На что реально могут рассчитывать пострадавшие в конфликте нефтяники, т.е. что из их требований власть выполнит, а что нет?
- Люди могут рассчитывать на определенные финансовые компенсации. Потому что власти заткнут возмущение деньгами. Но помимо денег у людей же есть чувство собственного достоинства. То, что они вышли на этот протест, уже говорит о том, чаша терпения переполнена. Поэтому нужны
- Кто еще, по Вашему мнению, должен ответить за кровь в Жанаозене?
- За кровь в Жанаозене должна ответить политическая система Казахстана, которая нуждается в реформировании, но вряд ли она будет в ответе за это. Это ситуация позднего советского союза. События в Казахстане, как две капли воды похожи на то, что происходило в конце
Continue reading here:
Назарбаев теряет доверие к окружению