Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев охарактеризовал ситуацию вокруг месторождения Кашаган, в котором свою долю никак не может продать американская ConocoPhillips, как нормальную. “Я думаю, в скором времени это все закончится, и будет все нормально”, — заявил глава государства журналистам после завершения облета территории “зеленого пояса” вокруг Астаны.
Автор: Серик БАЙДАУЛЕТОВ
Чудеса общения власти с прессой в современном Казахстане зашкаливают за все разумные пределы. Глава государства отправился в Акмолинскую область, чтобы выпустить в Кызылжарском лесничестве сотню фазанов, а попутно решил ответить на вопрос о судьбе доли ConocoPhillips в крупнейшем нефтяном месторождении, на который упорно не желали отвечать профильные казахстанские чиновники.
Косвенно это может означать, что решение о том, кому достанется доля ConocoPhillips в консорциуме по разработке Кашагана, уже принято, и не исключено, что в пользу китайских товарищей. Поднебесной Казахстан должен сумму, примерно равную той, что они предлагают за эту долю. Во всяком случае, на этом настаивает анонимный источник издания Trend, которое в четверг сообщило, что Китай готов заплатить за долю ConocoPhillips в проекте Кашаган цену, почти в три раза превышающую заявленную цену в 5 миллиардов долларов.
“Речь идет о сумме, равной долгу Казахстана Китаю, то есть примерно о 15 миллиардах долларах, — сообщил изданию источник, известный с ходом переговорного процесса по данному вопросу на условиях анонимности. — Возможно, уже на следующей неделе, в начале июля, будет официально объявлено о том, что именно Китай войдет в Кашаганский проект, предложив более высокую цену, чем Индия”, — сообщил собеседник.
Напомним, что ConocoPhillips еще в прошлом году сообщила о намерении продать свою долю в проекте разработки месторождения Кашаган в Казахстане “дочке” индийской нефтяной госкомпании ONGC, отвечающей за международные проекты — ONGC Videsh Limited за сумму чуть выше 5 миллиардов долларов.
Кроме этого, по сведениям издания, в нефтегазовых кругах имеется информация о том, что в качестве дополнения Китай предложил Казахстану свободный доступ к китайскому порту Хайлугань с прямым выходом в Тихий океан. По словам источника, две западные компании — Shell и ENI, являющиеся акционерами международного консорциума NCOC, разрабатывающего месторождение Кашаган, ведут переговоры о поставках будущей кашаганской нефти на рынок Китая, а именно на НПЗ в Сычуани.
Нам неизвестно, эта ли утечка повлияла на настроения Нурсултана Абишевича и его пресс-службы, без ведома которой, как известно, никто ему вопрос задать не может, но факт остается фактом: облетев “астанинские леса, ставшие брендом новой столицы”, Назарбаев позволил задать ему вопрос о Кашагане. И даже милостиво на него ответил.
- Там есть акционеры, в том числе Казахстан, чего поначалу не было. Без Казахстана никто ничего не продаст и никуда не заложит, — заявил Назарбаев. — Один из акционеров решил продать свою долю — это нормальное явление, так бывает во всем мире. Здесь требуется разрешение Казахстана. Казахстан имеет право выкупить сам или разрешить продать кому-то. Идет нормальный процесс. Я думаю, в скором времени это все кончится, и все будет нормально, — добавил он.
А чтобы ни у кого не осталось сомнений в том, что Кашаган заработает в самое ближайшее время, елбасы заявил, что уже в конце нынешнего месяца откроет на западе завод “Болашак”, который должен очищать от серы поступающие с Кашагана углеводороды.
- Кашаган завершает строительные работы, правда, это сложное месторождение, очень: 48 миллиардов долларов уже потрачено, работаем 13 лет, — сказал Назарбаев. — Я собираюсь 29 июня выехать в Атырау, и мы объявим о запуске завода “Болашак”. Я закладывал камень в 2006 году. На этот завод нефть с морского месторождения Кашаган будет поступать, на заводе будут очищать газ, нефть от серы, и только потом сырье пойдет на экспорт. Первую часть мы запускаем, и когда запустим этот завод полностью, с добычных месторождений тоже пойдет нефть.
То есть, следуя логике Нурсултана Абишевича, первая нефть с Кашагана должна пойти после того, как заработает “Болашак”, то есть после 29 июня. А если даже не пойдет, можно свалить все на недоработки инфраструктуры и нерадивых помощников — мол, “Болашак” с участием главы государства открыли, но теперь его приходится доводить до ума, поэтому и нефтедобычу никак не откроем. А через несколько месяцев, глядишь, и КНР со своими миллиардами вольется в проект и сдвинет его с мертвой точки…