Судя по пресс-релизу Акорды, который в этот раз был объемным и подчеркнуто теплым по отношению к высокому гостю – президенту Узбекистана Исламу Каримову, Нурсултан Назарбаев заинтересован в налаживании как можно более тесных и возможно даже союзнических отношений с Ташкентом.
Раньше таким отношениям препятствовали внешнеполитические амбиции обоих государств и их лидеров, которые, начиная с 90‑х годов прошлого века, соревновались друг с другом за первенство в центральноазиатском регионе. После же начала украинского кризиса все изменилось — готовность Кремля командировать в соседние страны «вежливых зеленых человечков» для защиты своих интересов перепугала и Ташкент и Астану. В результате то, что не складывалось десятилетиями, получилось буквально за несколько месяцев.
Будем дружить домами
Понятно, что никакого формального договора между Казахстаном и Узбекистаном о дружбе против России не будет, однако одно то, что большую часть времени главы двух государств потратили на переговоры наедине, свидетельствует о том, им есть что скрывать даже от своих приближенных.
В связи с этим позволим себе несколько цитат из сказанного Нурсултаном Назарбаевым и Исламом Каримовым для публики.
Первый заявил: «Являясь соседями, в условиях независимости мы должным образом выстроили свои отношения. Казахстан поддерживает Узбекистан во всех его начинаниях. Мы настроены на то, чтобы укреплять дружбу между двумя странами, расширять торговлю, развивать взаимоотношения, в том числе по вопросам внутренней и внешней безопасности и по всем другим направлениям».
В свою очередь, президент РУ подчеркнул: «В этих условиях каждая страна ищет свою опору, уточняет свои планы и опирается на своих близких соседей. Для нас Казахстан — самая близкая страна, близкий народ, который в тяжелые испытания и радостные дни всегда был вместе с нами. Мы всегда прибегали к помощи друг друга. Хотел высказать слова самого большого уважения к казахскому народу, уверенно двигающемуся по пути процветания. Нам необходимо чаще встречаться для того, чтобы «сверять часы» и совместно определять дальнейшие перспективы».
Для тех, кто в курсе того, как развивались казахстанско-узбекские отношения после развала Советского Союза и образования суверенных независимых государств, подобные заявления — не столько проявление дипломатической и политической вежливости, сколько свидетельство того, что и Ислам Каримов, и Нурсултан Назарбаев действительно хотят дружить домами. Ну а последнее результат того, что они начали нуждаться друг в друге перед лицом общей угрозы.
Надо отметить, что Ислам Каримов был особенно красноречив, когда признавал собственную ошибку: «Мы рассматриваем этот визит как хорошую возможность критически проанализировать весь комплекс узбекско-казахстанских многоплановых отношений, обменяться мнениями по актуальным вопросам регионального и международного характера. По нашему глубокому убеждению, принятие исторического по своему значению договора о стратегическом партнерстве явилось востребованным шагом. Следует отметить, что при подписании данного документа я не придавал ему такого значения, которое оно получило сегодня, особенно в свете возникающих в мире процессов. Сегодня они приобретают большую актуальность».
Еще одним подтверждением того, что формальная сторона официального визита президента РУ в Казахстан была вторичной, а главным стали переговоры наедине президентов двух государств, стал список подписанных документов — он короче некуда: «Протокол о внесении изменений в Межправительственное соглашение о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности от 2 июня 1997 года» и «Программа сотрудничества между МИД РК и МИД РУ на 2015—2016 годы».
Чтобы их подписать, достаточно было приезда в Астану министра иностранных дел Узбекистана или его казахстанского коллеги в Ташкент.
Другое дело, что казахстанско-узбекские переговоры на высшем уровне состоялись через полмесяца после того, как Нурсултан Назарбаев 7 ноября 2014 года подписал закон РК «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о добрососедстве и союзничестве в XXI веке». А в нем есть статьи 3 и 4, которые связывают Казахстан по рукам и ногам и привязывают ее к России, как бы последнюю не кидало из стороны в сторону в ее внешней политике.
Поскольку наши читатели, скорее всего, не обратили внимание на это российско-казахстанское межгосударственное соглашение, тем более что их в последнее время подписывается достаточно много, предлагаем две цитаты из него.
Согласно статье 3, «Договаривающиеся Стороны не будут участвовать в каких-либо блоках или союзах, направленных против любой из них. Каждая из Договаривающихся Сторон будет воздерживаться от участия в каких-либо действиях или от поддержки таких действий, направленных против другой Договаривающейся Стороны, и не допустит, чтобы ее территория была использована в целях подготовки или осуществления агрессии или иных враждебных действий против этой другой Договаривающейся Стороны. Каждая из Договаривающихся Сторон не будет оказывать помощь третьим государствам при возникновении вооруженных конфликтов между этими государствами и другой Договаривающейся Стороной».
Статья 4 предусматривает: «Договаривающиеся Стороны проводят согласованную внешнюю политику, тесно взаимодействуют в деле укрепления мира, повышения стабильности и безопасности на евразийском пространстве и во всем мире. В этих целях Договаривающиеся Стороны укрепляют равноправное стратегическое партнерство. В интересах координации своей внешней политики Стороны используют и совершенствуют механизм регулярных встреч, прежде всего на высшем и высоком уровнях, проводя регулярный обмен мнениями и согласовывая позиции по вопросам двусторонних отношений, актуальным международным проблемам, представляющим взаимный интерес».
Молимся на «лидера нации»
Если же говорить о внутриполитических событиях недели, то среди них мы выделили предстоящее празднование Дня первого президента и судебный приговор, вынесенный экс-акиму Павлодарской области Ерлану Арыну.
Что касается государственного праздника в честь Назарбаева, который отмечается 1 декабря, то он не стал всенародным и по-прежнему остается всего лишь поводом для государственной пропагандистской машины поднапрячь мускулы и продемонстрировать свою всеохватность. Однако казахстанцы рады, поскольку он удлиняет предстоящий уик-энд и, соответственно, появляется больше времени на отдых.
Ну а чиновники и прочий люд, желающий продемонстрировать свою верноподданность «лидеру нации», сейчас сильно заняты тем, что заполняют страницы газет и эфирное время публичными клятвами верности елбасы и его делу.
Из великого множества подобных акций мы выделили Международную конференцию «Президент. Парламент. Интеграция», поскольку в ее работе кроме спикеров мажилиса и сената парламента РК Кабибуллы Джакупова и КасымЖомарта Токаева принял участие председатель Государственной думы РФ Сергей Нарышкин. В целях экономии газетной площади мы не станем комментировать достаточно длинные речи ораторов, а только обратим внимание наших читателей на то, что их больше всего волновало.
Джакупов и Токаев в основном хвалили Назарбаева, причем первый явно уступал в мастерстве второму. Джакупов, например, заявил, что «Историческая заслуга Первого Президента состоит в его созидательной деятельности по строительству экономически сильного, демократически развитого, социально ответственного государства, уважаемого партнера мирового сообщества. Особенно велика заслуга Первого Президента Казахстана в деле сохранения и укрепления мира и согласия как внутри страны, так и в региональном и глобальном масштабе».
Тогда как Токаев сразу взял быка за рога и поднял тему на международный уровень, отметив: «Поэтому в Казахстане именно с институтом президентства, олицетворением которого является выдающаяся историческая личность, политик глобального масштаба Нурсултан Абишевич Назарбаев, связывают все достижения…».
Казахстанская пресса почему-то зацепилась за слова Токаева: «Вместе с тем Казахстан не топчется на месте и не зациклен на догмах, в стране осуществляется поэтапная политическая модернизация. В результате конституционных реформ 2007—2008 годов заметно возросла роль высшего законодательного органа страны, начат постепенный переход к президентско-парламентской форме правления по формуле «сильный Президент — влиятельный Парламент — подотчетное Правительство».
Между тем очевидно, что это обычная формула речи, вроде «демократически развитого» и «социально ответственного» государства в выступлении Кабибуллы Джакупова, и поэтому обращать на это внимание, а тем более воспринимать всерьез как свидетельство готовящихся кардинальных политических реформ в Казахстане — это верх наивности.
Зато российский посланец говорил по делу и явно с целью ускорить создание в ЕвразЭС союзной политической надстройки. Сергей Нарышкин, в частности, предложил гармонизировать законодательство, проводить совместные заседания профильных парламентских комитетов для обсуждения наиболее значимых программ и документов, а также предметные круглые столы и иные встречи с участием депутатов, экспертов и предпринимателей по актуальным вопросам законодательного обеспечения ЕАЭС. То есть дополнить формирование союза сверху тесными контактами на уровне парламентов.
Другим «выдающимся» событием на тему Дня первого президента стала статья бывшего главы ДУМК, а ныне директора Института востоковедения им. Р. Сулейменова Абсаттара хаджи Дербисали в конце позапрошлой недели. Рекомендуем нашим читателям прочитать эту песнь песней. Похоже, господин Дербисали хоть и верит в Аллаха, но молится больше Назарбаеву.
Показательный приговор
Еще одним молящимся в сторону елбасы на этой неделе оказался экс-аким Павлодарской области Ерлан Арын. В своем заключительном слове на судебном процессе в Павлодаре он отказался признать вину и попросил прощения у главы государства. В результате, хотя прокурор, поддерживавший обвинение, запросил для него пять лет лишения свободы с конфискацией имущества, судья его не поддержал.
То, что приговор будет смягчен, стало понятно еще на прошлой неделе, когда начались задержки с вынесением приговора. Но три года условно — это явный перебор. Причем очевидно, что ответственность за это должны разделить судья Павлодарского межрайонного уголовного суда, казахстанская прокуратура и Агентство РК по делам государственной службы и противодействию коррупции.
Почему? Потому что финансовая полиция так плохо расследовала дело, что из 10 первоначальных эпизодов уголовного обвинения осталось только 2, прокуратура с этим почему-то согласилась и не стала настаивать на доследовании, а судья вынесла такой мягкий приговор, что всем стало понятно — в Казахстане чем больше украдешь, тем меньший срок получишь.
В итоге резонансное уголовное дело и скандальный судебный процесс закончились ничем. Правда, согласно решению суда, Арын помимо условного срока будет лишен орденов «Курмет» и «Парасат», зато он сохранил свои деньги и недвижимость и вполне может вернуться если не на круги своя, то близко к ним, как, например, председатель правления НПП РК Аблай Мырзахметов.
На этом фоне весьма бледно выглядит Агентство РК по делам государственной службы и противодействию коррупции и его глава Кайрат Кожамжаров, что не помешало последнему продемонстрировать всей стране собственное понимание того, что есть правосудие. По информации Tengrinews.kz, Кожамжаров заявил своим подчиненным, что оправдательный приговор будет свидетельством их низкого профессионализма.
От такой позиции до позиции «Ты на свободе, потому что у нас до тебя руки не дошли» буквально один шажок. Понятно, что вновь назначенный руководитель новой госструктуры хочет мобилизовать своих подчиненных на великие свершения, но ужас заключается в том, что он вместе с водой выплескивает и ребенка.
Впрочем, куда хуже то, что ни Генеральная прокуратура РК, ни глава государства — он же гарант Конституции, даже не попытались остановить Кожамжарова в его служебном рвении.
Хотя судя по тому, какой приговор был вынесен Ерлану Арыну, это уже не принципиально. В любом случае приговор тем, кто принадлежит к правящей элите или является общественно значимой фигурой, как, например, правозащитник Евгений Жовтис или политик Владимир Козлов, выносится отнюдь не в совещательной комнате суда, а в высоких кабинетах Акорды. Поэтому если Кожамжаров будет выполнять указания шефа, а его подчиненные — держать нос по ветру, у них точно будет стопроцентный результат.