Назарбаев ведет страну к революции
Сергей Гайдай — украинский политтехнолог, директор по стратегическому планированию социально-инжинирингового агентства “Гайдай.Ком”. В разные годы организовывал избирательные компании для Леонида Кучмы, Виктора Ющенко, Ирины Хакамады, Бориса Грызлова, Аскара Акаева и других политиков. Мы встретились с ним в офисе агентства «Гайдай.Ком», расположенном прямо у Майдана Независимости. Нарядное парадное с мраморными ступенями и крошечный лифт — офис находится в историческом здании. Внутри тихо: предвыборных кампаний в Украине сейчас не проходит.
- Сергей, скажите, откуда такая категоричность? Почему предлагаете всех “уволить” из политики? Вы недовольны процессами в Украине?
- Я недоволен и прекрасно понимаю, что они закономерны. Почему все должны уйти? Есть два важных фактора. Первый: страна требует капитальных реформ, а для них нужна настоящая элита. Причем количество людей, способных делать реформы в стране, может измеряться единицами. У нас сильно раздут госаппарат, раз в десять, по моему мнению, но другие эксперты считают, что раз в тридцать. У нас олигархия в классическом понимании. Президенту задают вопрос: «Вы олигарх?», а он отнекивается. Он не понимает, что даже Википедия скажет, что он — классический олигарх, иллюстрация этого термина. Это представитель крупного бизнеса, построенного на монопольных основах, где для создания схем пользовались инструментами власти. Все, что называется украинским государством: чиновники, собственность, госорганы — это исключительно механизм создания благополучия и накопления капитала узкому олигархическому классу людей.
В то же время есть украинский народ. Он во многом патерналистский, советский, у него серьезных традиций свободы, построения себя как у американцев, нет. Но Украина отличается тем, что тут высокий процент активной прослойки, которая давно живет своей жизнью и является альтернативой государству. Это те, кто делали Майдан: художники, городские интеллектуалы, эксперты, журналистское и гражданское общество.
Пусть Петр Порошенко будет хорошим бизнесменом, но с политикой общается на общих основаниях: через лоббистские структуры и конкуренцию, пусть конкретно под него не делаются законы. Половина партии Порошенко — это его бизнес-партнеры: Игорь Кононенко, Олег Свинарчук, и другие. Зачем они нужны? Это и есть коррупция — использования служебного положения с целью получения выгоды.
Если ты президент и у тебя есть бизнес — ты уже коррупционер, потому что должность дает тебе больше преференций, чем любому олигарху на этом рынке. Остальные, включая Коломойского, Ахметова, Фирташа, Левочкина — разными путями через политику создают преференции для бизнеса. Государство должно выступать как независимый арбитр, у которого нет своих интересов, все равно, что боксерский рефери не должен ни с кем драться, а определять, что должен побеждать.
Поэтому первая задача — отсранить всех их от власти. А вторая — это люстрация. Я вхожу в комиссию апелляционную, когда уволенный милиционер подает апелляцию, а мы должны ее рассмотреть. Я вижу одну закономерность: если не уволить из валсти всех — и коррупционеров, и хороших людей, то получается, что негодяи остаются, потому что лучше приспособлены к процессу отбора. Как только начинается просеивание и субъективный фактор, кого оставить, то бескомпромиссные люди отсеиваются.
При этом я прекрасно понимаю, что это надо делать не в один момент. Патрульную полицию можно уволить сразу, и набрать с улицы. А для подготовки следователей нужно время. При этом я сомневаюсь, что учить их должны старые кадры. Надо пользоваться мировыми экспертами, приглашать, например, американцев или израильтян учить по-новому. Опыт старых специалистов заражен старыми схемами. Если ты коррупционер или профессионально непригодный, то уходишь заслуженно. А если хороший парень, чудом сохранившийся в системе, то ты первый должен понимать, что поступили правильно, всех вас уволив.
С уволенными долгие годы надо будет разбираться: кого-то наказывать за то, что натворили на своих местах, а кому-то платить высокое выходное пособие. Но это не самые пострадавшие люди: с двадцатилетним опытом можно пойти работать в огромное поле частной деятельности. Поэтому я за тезис: уйти должны все.
- Этот тезис можно применять и к Казахстану?
- Я не вижу большой разницы между странами мира. У Казахстана есть своя история: страна азиатская, более лояльно воспринимает то, что называется сильной властью. Но мир меняется, и я бы на месте Казахстана обратил внимание не на Европу. Есть прекрасные примеры модернизации стран в Азии, например, недавно еще феодальная Япония, которая сегодня современная страна, причем она просто впустила к себе мир. Сингапур, Малайзия, Дубай — они все сохранили свой национальный код и добились успеха.
- Казахстан часто сравнивают с Дубаем, но ситуация в странах сегодня кардинально отличается.
- У Дубая не было наследия СССР. Назарбаев — это архаичное прошлое, типичный номенклатурный партократ, который сохраняет власть, склонен к автократии, клановости и монархичной передачи власти. Но и Путин на самом деле мало чем отличается, хотя ближе географически находится к Европе. Больше свободы — и Казахстан спокойно бы стал очень богатой страной, потому что ресурсов для этого более чем. Казахи давно готовы к жизни в свободном мире, не автократическом, который есть у вас. Политик должен чувствовать, когда уйти и отдать власть. Это будет казаться ужасным: политические разборки и конкуренция, но это неизбежно. Это нормальный демократический процесс, который постепенно становится ровным.
- Вы наблюдаете за выборами в Казахстане? Как оцениваете победы Назарбаева с едва ли не стопроцентной поддержкой?
- Это отсутствие свободы и политической конкуренции. Многие не понимают, что обратной стороной стабильности является бедность. Только в нестабильности есть развитие, а чтобы начать развитие, надо отказаться от традиций и преемственности, впустить в свою жизнь конкуренцию. Очевидно, что в Казахстане нет объективной и реальной системы подсчета, и реальные цифры не такие. Но если бы был подсчет справедливый, возможно, побеждал бы тоже Назарбаев, но не с такими цифрами. Сам избиратель не видит альтернативы и держится за такое понятие, как стабильность.
- Стабильность все годы правления является главным тезисом режима Назарбаева, при этом Вы представляете, что в Казахстане может существовать реальная борьба за избирателя?
- Нет смысла вести борьбу за избирателя, если нет независимой и объективной системы подсчета голосов. Нужно ввести неизменную конституцию, которая задает правила игры. Сделать нормальной смену власти, как в любой цивилизованной стране: от того, что Обама уходит и приходит другой президент, не происходит кризиса, и республиканцы не отстреливают демократов.
Если это сделать, в стране будет только развитие. А если человек до последнего, как Акаев, держится за власть, то происходит бунт, революция, разборки одних революционеров с другими. Например, все прогнозируют, что Россия очень плохо кончит, потому что не уход Путина в срок и придумывание схем, как остаться подольше, — это большой минус, рождающий социальный взрыв. Правитель, который говорит всем, что он за стабильность и только он один — гарант, на самом деле готовит страну к большим потрясениям.
Этого не понимают Назарбаев и его команда. Он по-хорошему, как Ельцин, должен был, еще в девяностых уйти. Не участвовать в выборах, чтобы народ выбрал достойного президента из множества кандидатов. Неудачный будет — снова переизбрать потом. На его месте я бы создал независимый орган подсчета голосов, доступа к которому не было бы ни у кого. И не был бы заинтересован в кандидатуре своей или родственников.
Но это фантастика, и страну ждут колоссальные потрясения. Как Киргизию всякий раз трясет при смене власти, как в Украине. Я считаю, что тут тоже нынешний президент неудачный, он должен уйти, и может, в следующие выборы украинцы сделают правильный выбор, и Порошенко не придется прогонять, как Януковича.
У нас уже говорят о новом Майдане, потому что весь президентский срок Украина не готова столь неэффективного президента терпеть. Нужен механизм импичмента, чтобы, когда с президентом все понятно, с ним можно было попрощаться. Выбрать другого, следующего, и только так добиваться гарантированног результата. А если годами держаться за власть — это неизбежно приводит к революциям.
- Как вы думаете, почему за это время в соседних странах случались перевороты и революции, а в Казахстане было спокойно?
- Может, аргументы действовали, вроде стабильности и нефтяных денег. А сейчас кризис, оказалось, что у мира нефть не является таким ценным продуктом. Мир стал потреблять ее гораздо меньше, а с усилением технологий добычи ее становится все больше, и она дешевеет. Использовать ее как средство обогащения не получится. Лучше всех сделали Арабские Эмираты, золотой период они не проели, они на них построили страну, и все работает само по себе.
В Казахстане этого не произошло. И в Украине этого не произошло. Здесь мы не можем избавиться от кучки людей, которые захватили власть и, невзирая на жертвы и на то, что есть угроза внешней агрессии, занимают место. Петр Алексеевич демонстрирует, что он строит новую армию, на самом деле ничего он не строит. Нам нужен человек, который бы создал армию по типу израильской. Обучил людей, вложил деньги. Сейчас чиновники министерства обороны также пилят бюджет, а солдат не одет и не обут. Волонтеры — не бесконечная история, она заканчивается.
- Может, Саакашвили станет этим человеком?
- Люди так думают, но я не верю. У нас сильное гражданское общество, оно и будет таким коллективным Саакашвили. Я думаю, что мы придем к схеме, когда не важен будет избранный чиновник. В хороших странах люди не помнят фамилию президента, вы ведь не всегда запоминаете фамилию уборщицы, вам важно, хорошо она моет или нет. Или когда дома не убрано, а она поселилась у вас и пытается диктовать, что вам готовить, вы выходите на Майдан и пинком пытаетесь ее выгнать.
Такое европейское отношение должно быть: власть воспринимается как обслуживающий персонал с минимумом полномочий. Все должны решать граждане, даже вопросы внутренней безопасности. Мы все способны выбрать полицию и шерифов, а не содержать монстра в виде государственной полиции. Многие страны, в том числе США, отказались от этого. Украине надо выходить в самоуправление, и даже самая сильная власть Януковича не способна справиться с самоорганизованными гражданами, которые ее взяли и сломали.
- О самоуправлении в Казахстане не идет и речи, руководителей всех уровней назначает Назарбаев.
- Централизация и концентрация власти всегда малоэффективный инструмент, плохо справляющийся со своими функциями. Исключение могут составлять разве что просвещенные маленькие страны, где есть монархические традиции. Это как в Европе закончилась патриархальная семья, когда мужчина главный, а женщина — его собственность, и он иногда дарит ей цветы и компенсирует ощущение рабства комплиментами. Нынче надо переходить к партнерским отношениям: мужчина и женщина равны и решают договором, как будут жить вместе, с учетом того, что рожает женщина и ей надо помогать.
Так же и в государственном строительстве: тема патриархальная, когда все в руках одного человека — неэффективна, она разрушается. Возможно, для казахского человека это диковинно, но это так. Все больше одиноких женщин, которые не хотят жить патриархально. Мне женщина как обслуживающий персонал не нужна. Мне нужна интересная партнерша, с которой я мог бы на равных общаться, а не служанка, которая меня кормит, обстирывает и воспитывает потомство. Эта схема не работает, потому что женщины получили свободу. Когда ваши граждане получат свободу, они скажут патриарху: ты нам не нужен, ты не должен за нас решать, мы все может организовать сами, ты один со всем не справишься. В этом основы современного революционного движения.
Нынешнее состояние ставит Казахстан в опасное положение, казахи способны на революцию. Это у нас происходит все мирно: бутик может существовать с горящими покрышками, и никто туда не ворвется. У вас, если джигиты прилетели, то пограбить пару дней зарвавшихся богачей надо будет.
- Опыт Казахстана показывает, что Назарбаев способен на силовое подавление недовольства, в том числе на расстрел безоружных граждан.
- У нас попытка силового подавления людей и родила революцию. Вчера вы не способны, а сегодня зажглось. Скорее всего, Назарбаев вылетит рейсом в Минск, и еще один азиатский президент поселиться у Лукашенко, и у него там будет заповедник из диктаторов. Мы к тому времени надеюсь, избавимся от Яценюков-Порошенко.
- И последний вопрос: как-то были слухи, что Порошенко летал к Назарбаеву в прошлом году лоббировать интересы «Рошена». Не знаете, это правда?
- Да, это может быть правдой. В Казахстане я знаю девушку, подружку дочери президента, которая очень хочет, чтобы «Рошен» пришел в Казахстан.