В Казахстане 5 июня были приспущены все государственные флаги. Официальная Астана объявляла траур в связи с гибелью 30 мая 15 пограничников и егеря лесного хозяйства на заставе «Арканкерген», что недалеко от китайской границы. Ряд СМИ тут же связал произошедшую трагедию с очередным саммитом ШОС, однако мало кто озаботился объяснением, кому и зачем именно нужна была эта бойня.
Автор: Мадия ТОРЕБАЕВА
Между тем, подробности действительно шокируют. При этом информация, выданная источниками отдельных СМИ, порой серьезно отличается от того, что говорили официальные лица.
Казахстанский «Рембо»? Не верю!
Так, согласно информации пресс-центра пограничной службы КНБ РК, отряд регионального управления пограничной службы «Шыгыс» обнаружил в горах сгоревшее здание пограничного поста «Аркан-Керген» и останки 13 сгоревших человек. Тела еще двух пограничников были найдены позже. Но источники СМИ уточняют, что тела убитых «были брошены в одну кучу, а затем сожжены, в результате чего не поддаются визуальной идентификации».
5 июня в горах области близ казахстанско-китайской границы был задержан военнослужащий погранслужбы КНБ РК призывник из Карагандинской области — 19-летний Владислав Челах. Его подозревают в причастности к гибели сослуживцев на посту «Аркан-Керген», поскольку у него якобы найден табельный пистолет марки «Макаров», принадлежавший командиру. Более того, он якобы сам уже в содеянном признался.
В этой связи весьма запутанный комментарий последовал от министра внутренних дел РК Калмуханбета Касымова, подтвердившего задержание пограничника. Более того, своими откровениями он по сути подтвердил, что версию о неуставных отношениях на заставе следствие разрабатывало с самого начала. Иначе чем объяснить разночтение сливаемой в прессу информации?
Не хочется быть обвиненной в чрезмерном цинизме, но очень уж невероятно звучит версия об «универсальном солдате» а‑ля Ван Дамм, который, прослужив не более полугода, сумел положить весь отряд, да еще и егеря в придачу, который, кстати, тоже был бывшим военнослужащим, но погиб, опять-таки по официальным сообщениям, двумя-тремя днями раньше. Кстати, по данным наших источников, Руслан Ким был убит автоматной очередью в грудь, с последующим контрольным выстрелом в голову.
Идет вразрез и версия министра внутренних дел с предыдущими выводами экспертизы, утверждающей, что в крови погибших не было алкоголя, и с заявлением президента Назарбаева, назвавшего трагедию на заставе терактом.
Терракт или контрабанда?
Впрочем, нельзя не заметить, что еще до того, как появились первые более-менее удобоваримые заявления официальных лиц Казахстана, на интернет-форумах возникла версия, ставящая под сомнение причастность террористических групп к инциденту на границе. Мол, не их это почерк, а потому и смотреть надо куда глубже.
«Любые неформалы — и бандиты и талибаны и уйгуры наверняка взяли бы с собой хотя бы часть оружия. Госснабжения у них нет, и любое оружие лишним не будет. Но все оружие осталось на месте. А вот армейским диверсионным подразделениям такое оружие даром не надо. Скорее всего, численность нападавших была не более 6‑ти человек. Большому количеству, в горах, лошади будут только помехой», — предполагают наиболее активные комментаторы Сети.
Но вместе с тем и данную версию тоже вполне можно подвергнуть сомнению, поскольку рассуждающий о спецназе и террористах комментатор вряд ли хорошо представляет насколько лишней и тяжелой может оказаться ноша в виде десятка автоматов на глухих горных тропах. Гораздо проще взять боекомплект, нежели увесистый АК-74, вес которого только без патронов составляет более 3 килограмм. Кстати, если официальные чины поспешили с сообщением о нахождении оружия, то вопрос с боеприпасами пока остается без ответа.
Также без ответа пока остается и версия о возможной контрабанде из РК в Китай. Что именно могли контрабандисты перевозить через границу, остается лишь гадать. Возможно, наркотики. Но вряд ли контрабандисты стали бы так лезть на рожон. Ведь «застава представляет собой не менее трех больших строений и несколько более мелких построек, расположена на довольно открытой местности, что, по идее, должно исключать нападение извне».
В данном случае вновь остается без ответа и вопрос, для чего были подожжены здания и тела людей? Чтобы замести следы? Но, судя по фотографиям, постройки погранпункта довольно крепкие и просто так их не подожжешь. Заметали следы? Да ведь огонь, от горящего здания по идее должен быть виден издалека.
Следы ведут к ИДУ?
Возвращаясь к теме «китайского спецназа», о котором говорили отдельные комментаторы на форумах в Сети, стоит заметить, что накануне заседания ШОС ему как-то ни с руки поднимать лишнюю шумиху. К тому же, горячих уязвимых точек у Китая и без Казахстана вполне достаточно. Плюс нельзя забывать про политико-экономические последствия для Пекина, если бы вдруг выяснилось, что за нападением на погранзаставу стояли бы учения некой китайской диверсионной группы.
А вот исключать причастность к трагедии на казахстанско-китайской границе боевиков из объединенных отрядов ИДУ-ИДТ (Исламского движения Узбекистана и Исламского движения Туркестана — авт.) как раз не стоит. Согласно информации нашего коллеги из Кабула Ахмета Дурани, в Афганистане чуть ли не каждому дехканину известно, что после проведенной два года назад силами коалиции под руководством США военной операции в Северном Вазиристане и Гильменде, большая часть отрядов ИДУ и ИДТ окончательно перебазировалась в северные провинции Афганистана.
Соответственно, учитывая географическое положение этих провинций и постоянное стремление руководства вышеуказанных организаций построить исламское государство на территории Центральной Азии, можно вполне допустить, что маршруты боевых групп ИДУ-ИДТ как раз проходят и в районе погранпоста «Аркан-Керген».
Здесь, естественно, у многих возникнет ряд вопросов, главные из которых — зачем напали на пограничников и почему сожжена погранзастава? Версий минимум две.
Согласно первой — накануне очередной годовщины волнений в Урумчи, часть наиболее агрессивно настроенных боевиков ИДУ-ИДТ могли предпринять попытку напомнить китайским властям о существовании антиханьских настроений в Синьцзяне. Естественно не без помощи оружия.
Пройдя, как нож сквозь масло юго-восточным маршрутом через Таджикистан и Кыргызстан, они вышли на самый сложный участок своего пути — казахстанско-китайскую границу. Почему самый сложный? Да потому, что оставшаяся с советских времен развитая система охраны границы с Китаем до сих пор намного совершеннее, нежели инфраструктура внешней границы с Афганистаном.
Возможно с помощью местных проводников они еще до прихода отряда пограничников капитана Кереева, ее успешно бы миновали, но что-то или кто-то их неожиданно остановил. Возможно, это был и егерь Руслан Ким, который теоретически должен был знать, когда оживет временный пост. Когда же боевики поняли замысел егеря, они его убили, чтобы затем убрать возникшее препятствие.
Имея хороший опыт ведения партизанской войны, приобретенный в войне в Вазиристане, они не стали идти на прямой конфликт с нашими пограничниками, а предпочли дождаться покрова ночи. Обойти же «Аркан-Керген» стороной боевики, скорее всего не могли. Как известно, в горах не так уж и много хоженых троп. К тому же они могли вполне нарваться на авангард 28-го погранотряда. Что касается поджога строений, то есть вероятность, что произошло это случайно и в планы боевиков не входило.
Вторая версия тоже оптимизмом не отличается и носит уже внешнеполитический характер. Как известно, между Казахстаном и Китаем уже несколько лет существует договор о совместной борьбе с террористическими и экстремистскими организациями. Есть информация, что в рамках этого договора Астана уже несколько раз передавала Пекину задержанных на территории Казахстана граждан, связанных с деятельностью ИДУ-ИДТ. Некоторые из переданных людей даже приговорены к смертной казни.
По имеющимся инсайдерским данным, последняя такая передача произошла пару месяцев назад, за что официальная Астана получила особую благодарность, поскольку среди переданных Пекину людей был один из давно разыскиваемых Китаем руководителей сепаратисткой группировки, которого власти КНР давно подозревают в организации целого ряда терактов на территории СУАР.
Возможно, что, несмотря на передачу влиятельного полевого командира, сепаратистская группировка обезглавлена так и не была. Более того, решила провести демонстративное наказание Казахстана, результатом которого и стал трагический случай, произошедший на казахстанско-китайской границе.
…Стоит заметить, что даже если в описанных выше версиях есть хотя бы доля правды, власти Казахстана вряд ли станут ее подтверждать. Надо будет успокаивать население страны, что, дескать, деятельность террористических организаций все же находится под контролем спецслужб. И тем же китайцам придется чуть не с пеной у рта доказывать, что инцидент на границе — случай экстраординарный, поскольку на самом деле казахстанские рубежи по-прежнему находятся на надежном замке. В таких обстоятельствах гораздо безопаснее свалить все на оставшегося в живых 19-летнего
Владислава Челаха.
View article:
Над границей тучи ходят хмуро