“В условиях отсутствия механизма преемственности власти, вопрос «что будет завтра» волнует всех без исключения. Поэтому власти должны сделать какой-то шаг. Образно говоря, мяч лежит на их стороне. От их действий сегодня зависит наше завтра”. — считает бывший ипломат Казбек Бейсебаев.
Предлагаем полный текст его интервью из газеты “Общественная позиция” от 05 июня 2014 года.
- Казбек мырза, вы были участником общенационального гражданского собрания под названием «Вернем страну народу!», которое прошло в Алматы в минувшую субботу. Какое сложилось впечатление и появилась ли уверенность в том, что вернем страну наконец-то народу?
- Честно говоря, лозунг собрания напоминает лозунги большевиков «Землю крестьянам, фабрики рабочим». Но вместе с тем нельзя сказать, что это не имеет основания. Если послушать выступления представителей власти, то в Казахстане все нормально, все развивается. На деле мы видим, что непрекращающийся рост цен привел к ухудшению уровня жизни значительной части населения. С 2009 года обещают решить проблему обеспечения собственным бензином, но, как говорится, воз и поныне там. И это в нефтяной стране. Девальвация тенге подорвала доверие к власти. Одним словом, проблем много и их надо как-то решать.
Вернуть страну народу, как прозвучало на этом собрании, означает обеспечение прав граждан страны в управлении государством. В этой связи хотелось бы напомнить, что, согласно статье 33 Конституции, граждане Казахстана имеют право управлять государством непосредственно или через своих представителей.
Необходимо отметить, что причиной всего происходящего в Украине как раз стало игнорирование властью народа. Таким образом, настало время, когда властям действительно нужно прислушаться к мнению народа.
- Кстати, делегаты собрания избрали вас членом Совета гражданского собрания, главной задачей которого является консолидация гражданского общества с целью привлечь власть к общенациональному диалогу. Ориентир понятен и желателен. Но после ежедневного «нашествия» власти осталось ли у нас гражданское общество, которое способно вынудить власть идти к диалогу?
- Я в «Фейсбуке» создал и веду группу «Қазақстан азаматтары — Граждане Казахстана», где мы обсуждаем разные насущные проблемы страны и предлагаем пути их решения. Хочу сказать, что наша группа добровольная и мы никого туда, как принято в ФБ, не вводим без его согласия. Наша группа как раз на своем уровне пытается объединить граждан, которые что-то хотят предложить своей стране. Т.е. мы хотим показать, что в Казахстане есть гражданское общество. В прошлом году мы провели презентацию группы с привлечением СМИ. Видимо, поэтому меня включили в состав Совета гражданского собрания.
Хотя организатором прошедшего собрания выступила партия ОСДП, тем не менее, это не партийное и не оппозиционное мероприятие. Это была попытка объединить гражданских активистов, и надо сказать, что, несмотря на некоторые шероховатости, это удалось, о чем говорит количество участников и широкое представительство регионов. Предвидя скептицизм, что в течение всех лет и оппозиционные силы, и другие политические движения говорили о необходимости диалога и всё безрезультатно, скажу, что сегодня ситуация уже другая. Уже нельзя все время утверждать, что все «окей», все хорошо.… Опять же пример Украины заставляет задуматься.
Конечно, у нас в результате разных способов воздействия со стороны власти не осталось место альтернативному мнению. И это не есть хорошо, прежде всего, для самой власти. Если бы в нашей стране экономические и социальные показатели шли бы вверх, как это было относительно недавно, то это вполне устраивало бы народ и, наверное, без всякого диалога можно было бы обойтись. Но, повторюсь, ситуация в стране другая, нет предсказуемости, как раньше. В условиях отсутствия механизма преемственности власти, вопрос «что будет завтра» волнует всех без исключения. Поэтому если не диалог, то, во всяком случае, власти должны сделать какой-то шаг. Образно говоря, мяч лежит на их стороне. От их действий сегодня зависит наше завтра.
- К общественному диалогу у нас призывают с конца 90‑х годов прошлого столетия. Однако казахстанская власть к нему глуха. Наглядным примером может послужить Договор о Евразийском союзе, где народ был всего-навсего простым сторонним наблюдателем. От него ничего не зависело! Как вы думаете, власть теперь пойдет к общественному диалогу, когда она вынуждена дальнейшие свои шаги согласовывать с Кремлем?
- Вы задали очень правильный вопрос. Евразийский союз — это выбор не одного поколения на какой-то определенный промежуток времени, это выбор курса страны на будущее. Я даже сказал бы, что это как раз тот момент, когда сегодняшнее поколение решает за будущее поколение. Получается, что граждане могут участвовать в выборах власти, а в таком сверхважном деле — нет. Как известно, Евразийский экономический союз будет действовать с 1 января 2015 года, и его первые результаты будут известны через год к 2016 году. Как раз тогда должны пройти президентские, а в 2017‑м парламентские выборы, т.е. без граждан не обойтись. Поэтому у граждан появляется законная возможность влиять на власти.
Хочу заметить, что к этому периоду, если не будут приниматься какие-то меры по решению проблем, то амплитуды недовольства могут совпасть. Из физики мы знаем, когда амплитуды совпадают, то возникает резонанс, который может привести к крушению конструкции…
- И к крушению власти…
- Как хотите… Любое межгосударственное объединение предусматривает добровольное делегирование определенных полномочий наднациональным органам, и ЕАЭС в этом деле не исключение. В органах Евразийского союза должно быть паритетное представительство трех стран. Поэтому влияние Кремля будет зависеть от эффективности работы наших представителей, как они будут отстаивать наши национальные интересы. Где-то год назад, мы помним, как на высоком уровне признавали слабость наших переговорщиков по ТС. Естественно, все это, как минимум, вызывает озабоченность. Все три страны ЕАЭС имеют одинаковую форму правления. Кстати, и в России, и в Белоруссии референдумы по Евразийскому союзу не проводились и решения принимались властями. Поэтому шаги всех трех государств во внутриполитической жизни будут согласовываться. Это очевидно, поскольку в союзы объединяются государства, схожие политически и экономически.
- Резолюция собрания заканчивается такой фразой: «Мы не ищем конфронтации с президентским режимом, но и не собираемся подлаживаться под него». Этот режим уже более 20 лет «слушает, да и есть», как это можно осуществить без противостояния?
- Я не стал бы иронизировать по этой формулировке. Большинство граждан по разным причинам не желают быть связанными с оппозицией. Если бы подготовка к собранию с самого начала шла бы под оппозиционными лозунгами, то, может быть, и не было бы широкого представительства. Тогда, вероятно, также были бы проблемы с проведением. Не будем лукавить, все то, что идет против власти, будет разными способами пресекаться соответствующими органами. Поэтому, на мой взгляд, выбрана такая позиция не конфронтации с властью.
- Вам не кажется, что казахстанскому обществу все стерпится: растут цены и тарифы, удушает бремя девальвации, доходы пожираются инфляцией, социальные льготы — кот наплакал, а народу все ни почем?
- Я не сказал бы, что народ все терпит, потому что он терпеливый. Надо признать, что в целом социальное положение граждан при всем том, что вы перечислили, удовлетворительное. Да, у нас много проблем, но, тем не менее, хорошо или плохо, социальные обязательства государство выполняет. Выделяются средства и на другие цели. Но они в большинстве случаев просто разворовываются и не доходят до народа. Достаточно посмотреть наши официальные СМИ, где почти каждый день сообщается об аресте очередного большого чиновника. Пока народ действительно молчит. Но как только будет достигнута определенная точка, то возможны разные социальные и другие акции. Не думаю, что власти этого не понимают. Пришло время прислушиваться к тому, что говорит народ. А это значит — нужно проводить какое-то политическое переформатирование. В этом весь вопрос.
- В последнее время все больше наблюдается рост протестных настроений в социальных сетях, создаются различные протестные группы. Но в то же время «антивирусная акция» против подписания Евразийского союза была не поддержана населением. Или этот круг слишком узок, что даже в самом Алматы не было видно людей в простых медицинских масках. Что это значит?
- Действительно, социальные сети стали площадкой, где можно выразить свою гражданскую позицию и часто несогласную с политикой власти. В этом виновата сама власть. Из-за жесткого прессинга СМИ и контроля за общественным мнением народ ушел в социальные сети, где власть уже не может их достать. С другой стороны, при всей значимости социальных сетей и градуса недовольства почти никто не выходит на публичные акции. Во-первых, абсолютному большинству населения, озабоченного своими каждодневными проблемами, не до социальных сетей. Как говорится, семью кормить надо. Во-вторых, еще с советских времен укоренился патернализм — народ привык, когда за него решает власть. Такая позиция только укрепилась за годы независимости. В‑третьих, элементарное опасение за себя и близких, угроза лишиться работы, быть подвергнутым административному или уголовному преследованию.
- Как бывший дипломат, предполагаете ли изменение внутриполитической ситуации в Казахстане после подписания Евразийского союза, возможны ли перемены во власти?
- Как я уже сказал, все три страны ЕАЭС одинаковые по форме правления. Во всех них суперпрезидентская форма правления. Поэтому правящие круги в этих странах не заинтересованы в изменении существующего политического статуса-кво у себя. Однако всем очевидно, что вопрос преемственности власти наиболее остро стоит в Казахстане. Отсутствие механизма преемственности власти и, проще говоря, отсутствие преемника все больше заботит как у нас в Казахстане, так и наших партнеров.
Безусловно, Россия, как самая сильная во всех отношениях в ЕАЭС, будет играть не последнюю роль в этом вопросе. Для России важна преемственность власти в Казахстане, чтобы выбранный курс оставался неизменным. Поэтому нельзя исключать, что решение вопроса преемника будет происходить с учетом мнения Кремля. Кстати, Нурсултан Абишевич в 1989 году был назначен руководителем Казахстана Москвой, и мы в течение всех лет, по сути, подтверждали этот выбор. Поэтому возможны перемены во власти. Но вопрос в другом: это будет происходить без нас граждан Казахстана или мы все-таки повлияем на этот процесс. Многое зависит от граждан, от их позиции.
- Некоторые наблюдатели отмечают, что Договор о Евразийском союзе будет ратифицирован новым составом парламента, хотя этот состав карманного парламента — это может сделать без проблем. Что по этому поводу подсказывает ваше видение: зачем ему раньше срока распускать этот парламент, что это ему даст?
- Я думаю, что вопрос не столько в ратификации парламентом Договора о Евразийском союзе. По срокам парламентские выборы должны состояться в 2017 году после президентских выборов. В нынешних условиях власти это тактически и стратегически не выгодно. Лучше до самого главного выбора — выбора главы государства — подготовить базу, обновить законодательную и исполнительную власти, ввести новые верные кадры. Согласно Конституции, в руках президента сосредоточена огромная власть, он практически назначает все ветви власти, ему подчиняются все силовые структуры. В условиях отсутствия механизма преемственности власти слишком рискованно проводить парламентские выборы до президентских выборов.
- Через «Фейсбук» мы узнали, что вас недавно Митрополит Астанайский и Казахстанский наградил медалью «Алғыс — Благодарность», с этим и поздравляем! Но мы знаем, что ранее таких наград удостаивались акимы и министры за то, то они помогали где-то строить церкви. А вас-то за что?
- Да, действительно, я награжден медалью Русской Православной церкви в Казахстане «Алғыс» за вклад в освещение истории Великой Отечественной войны. Пользуясь случаем, хотел бы выразить признательность Митрополиту Астанайскому и Казахстанскому за столь высокую оценку моего труда. Уже несколько лет собираю фотографии и материалы про воинов-казахов времен ВОВ. Удалось найти фотографии и тех, кто попал в плен. В этом деле мы сотрудничаем с вашей газетой, которая уже не раз публиковала мои материалы. Вам также спасибо!
Мне удалось из разных источников собрать большую коллекцию, которые я регулярно публикую в группе в «Фейсбуке» «Про наших аташек, воевавших в далекой войне». Некоторую часть с помощью друзей удалось выпустить в виде больших плакатов. Они также публиковались в региональных газетах, например, в Караганде. Кое-кто даже нашел в них своих родственников. Это мое хобби. Хотелось бы, чтобы эти фотографии показать более широкой аудитории, но, к сожалению, это без помощи трудно сделать.
- В последнее время особенно в интернете вы часто стали публиковаться. Публицистика для вас хобби или средство выражения своего мнения, иногда отличающегося от мнения властей?
- Я закончил МГИМО и Алматинский иняз, по образованию и по профессии дипломат. Работа дипломата за границей — это анализ внутриполитической ситуации в стране пребывания и прогноз развития событий. Этим делом занимаюсь у себя в стране. У меня есть свой сайт kazbei.org, где публикую свои материалы, параллельно использую возможности социальных сетей. Материалы читают, перепечатывают, даются ссылки. Не только у нас в Казахстана, но и за границей. Вроде, получается.
- Да, несомненно, у вас получается! Желаю удачи и в дальнейшем!
Записал Владимир ХАРЧЕНКО
НАША СПРАВКА: Казбек БЕЙСЕБАЕВ закончил Алматинский педагогический институт иностранных языков и МГИМО, курсы дипломатической академии МИД СССР и РФ. Был активным членом антиядерного движения «Невада — Семей». С 1990 по 2008 год в системе МИД Казахстана работал в посольствах Казахстана во Франции и Швейцарии. Публицист, журналист, блогер.