В Германии поздно вечером 21 января прошла встреча «нормандской четверки». Министры иностранных дел Германии, России, Украины и Франции собрались на вилле Борзиг, чтобы найти план полного выполнения договоренностей, которые были достигнуты в начале сентября на встрече контактной группы в Минске.
Перед началом встречи перед журналистами выступил глава внешнеполитического ведомства Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. Во время беседы он обратил внимание на обострение ситуации в зоне конфликта на Донбассе.
«Ситуация на востоке Украины в последние дни становится все опаснее. Гибнут люди, — сказал он. — Это связано с тем, что стороны конфликта либо не хотят, либо не могут реализовать заключенные договоренности».
Глава МИД Германии также напомнил, что встреча руководителей внешнеполитических ведомств на прошлой неделе не принесла прорыва. «Поэтому в преддверии сегодняшних дискуссий я еще раз сигнализировал, что нужно продвинуться в поиске решения. Необходимо ближе подойти к решению кризиса и проявить готовность создать условия для встречи на высшем уровне в Астане», — сказал министр.
Иными словами, министры из Германии, России, Украины и Франции пытались найти способ выполнения минских договоренностей, чтобы создать базу для проведения встречи на высшем уровне в Астане. А что вышло в итоге? Российский министр Сергей Лавров после длительных переговоров за закрытыми дверями рассказал, что стороны договорились поддержать отвод тяжелых вооружений и активизацию работы контактной группы. Саму встречу он назвал «весьма полезной».
«Была принята рекомендация о том, чтобы контактная группа в составе киевской власти, ополченцев, России и ОБСЕ активизировала свою работу и в целях полного выполнения минских договоренностей сформировала необходимое количество рабочих подгрупп», — приводит ТАСС слова главы МИД РФ.
Лавров также сообщил, что министры обсуждали перспективу проведения «нормандской встречи» в Астане. «Наше общее мнение: если будет прогресс в прекращении боестолкновений, прекращение огня, прекращение обстрелов населенных пунктов, от которых страдают мирные граждане Донецка, если будет прогресс в отводе тяжелых вооружений, то саммит будет вполне востребован», — сказал глава российского внешнеполитического ведомства.
«Главное, чтобы контактная группа как можно скорее возобновила свою работу, — отметил министр. — И договоренность, которая в принципиальном плане достигнута об отводе тяжелых вооружений от линии соприкосновения, зафиксированной на 19 сентября 2014 года, чтобы она обрела реальное очертание и начала осуществляться. Если это произойдет, то мы сможем говорить о существенной деэскалации нынешнего конфликта».
Глава немецкой дипломатии Франк-Вальтер Штайнмайер заявил по итогам встречи: «Это было трудное дело, и могу вас заверить, что терпение всех участников на исходе. Но сегодня у меня возникло впечатление, что четыре министра иностранных дел, собравшиеся здесь, сознают свою ответственность и понимают, что дальше так продолжаться не может».
Он добавил, что «мы стали ближе к саммиту в Астане, которого многие так ждут — особенно в Украине», и что Россия пообещала «оказать влияние» на сепаратистов.
Таким образом, как говорят наблюдатели, эта встреча точно была полезнее предыдущей, однако в том, что странам-переговорщикам удастся в скором времени выйти на практическую подготовку встречи в Астане на высшем уровне, эксперты пока сомневаются.