Если кто не в курсе, то расскажем: «мушель» — так по-казахски называется 12-летний цикл жизни. Так вот, как говорят знающие люди, двенадцатилетние мушели, подобно кольцам, составляют цепочку человеческой жизни. А в каком месте цепь наиболее уязвима? В местах соединения. Вот таким особенным звеном и является первый год после завершения мушеля — мушель жас. То есть самыми сложными и критическими являются даты 13, 25, 37, 49, 61.
И действительно, минувший год для «Республики» был очень трагичным — газета была закрыта, ее журналисты пережили обыски, слежку, многочисленные суды и даже запрет на профессию. Казалось бы, в таких условиях не выжить. Но, как учили предки-кочевники, «Республика», пусть и с большими потерями, но перешла на новую орбиту.
В быту о мушель жас говорят в таком контексте: наступил «особо опасный кризисный год». Мол, следует быть острожными, избегать рисков, связанных с интересами многих людей, сбавить напор. Проявлять больше понимания, сострадания, бескорыстной помощи. Равных не обижать и перед сильными не унижаться. А по выходе из критического возраста закатить славный той.
Не уверены, что справились с первой частью предупреждений предков — риск, увы, давно стал неотъемлемой частью журналисткой деятельности в Казахстане. Избегать его — означает избегать острых тем и уподобиться официальной прессе, а это не про «Республику» в принципе. Зато славный той закатили. Спасибо всем, кто нас поддерживал и поддерживает, всем тем, благодаря кому “Республике” удалось пережить столь сложный год.
Оригинал статьи: