Массовые акции протеста против египетского президента Мухаммеда Мурси набирают обороты. Более 22 млн египтян поставили свои подписи под требованием о проведении в стране досрочных выборов. Однако не их голоса, а голоса армейских генералов скорее смогут заставить египетского лидера уйти в отставку.
Автор: Вальдемар КРАУС
Египетская оппозиция продемонстрировала, что не бросает слов на ветер: в минувшее воскресенье она организовала обещанный “марш миллионов”, причем сделала это в том же стиле, в котором собирала многомиллионные демонстрации во время “финиковой революции”: широко, с размахом и очень агрессивно. К сожалению, не обошлось без жертв: в общей сложности были убиты 16 человек, кроме того, в Каире сгорел один из офисов партии “Васад” — политического крыла “братьев-мусульман”.
“Финиковая революция” возвращается?
В день, когда президент Мурси отмечал свою первую годовщину пребывания у власти, в одном лишь Каире сотни тысяч манифестантов собрались на площади Тахрир, скандируя “Мурси — вон!” и размахивая египетскими флагами. Другие сотни тысяч выкрикивали это же требование перед президентским дворцом, а в каирском районе Гиза, куда отправилась третья колонна демонстрантов, к ним присоединились те самые полицейские, которых власти отправили остановить марш протеста.
В нескольких километрах от них, в предместье Наср-Сити, собрались сторонники президента — салафиты и “братья-мусульмане”, числом около тридцати тысяч. Некоторые из них пришли выразить поддержку своему лидеру вооруженными — однако сцепиться с превосходящими их числом оппозиционерами все же не решились.
К сожалению, невзирая на столь похвальную осторожность исламистов, без насилия не обошлось. В городе Беми-Суэф, в ста километрах от столицы, произошла массовая драка между сторонниками и противниками президента. В результате были убиты два человека, десятки получили ранения.
В Александрии, где на улицы вышли более миллиона демонстрантов, случилась неизвестная доселе провокация: некие молодые люди стали бесплатно раздавать манифестантам воду в бутылках… а она на поверку оказалась отравлена: десятки людей попали в больницы с расстройством желудка. Организационный штаб маршей протеста срочно распространил предостережение — не брать у незнакомцев ни еды, ни воды, приносить все с собой и делиться со знакомыми. К сожалению, это предупреждение опоздало: от яда погибли еще два человека.
В Суэце в воскресенье началась перестрелка между сторонниками и противниками президента Мурси. По сообщениям очевидцев, переданным международным информационным агентством Reuters, здесь до глубокой ночи велся огонь из автоматического оружия, причем, по оценкам полицейских, бой охватил целый микрорайон и в нем приняли участие десятки вооруженных людей.
В Порт-Саиде и в Шарм-аль-Шейхе, в храмовом городе Луксор — везде были отмечены столкновения, везде протестовали сотни тысяч людей. Армейские информационные источники, самые надежные из имеющихся в данный момент, утверждают, что всего по стране в протестах приняли участие около 10 миллионов египтян.
При этом лидеры оппозиции утверждают, что вывели на улицы лишь активистов, а на самом деле их требования об отставке президента в стране поддерживает уже более 22 млн египетских граждан — именно столько подписей было собрано под петицией, призывающей провести в Египте досрочные выборы. 22 миллиона — это четверть всех египетских избирателей, больше, чем проголосовало год назад за Мурси.
Ультиматум генералов
Тем не менее все эти массовые мероприятия вряд ли в состоянии сподвигнуть Мухаммеда Мурси уйти в отставку. За год своего правления он не раз и не два демонстрировал полнейшее пренебрежение к инакомыслящим — не то чтобы он относился к оппозиции враждебно, он просто не принимает ее всерьез.
Его соратники заявляют, что раз Мурси победил на выборах — он имеет право вести собственную политику, пренебрегая любыми иными мнениям: довольно распространенная ошибка в понимании демократии, свойственная большинству “умеренных исламистов” от Турции до Туниса.
Даже заявления о готовности к открытому диалогу оборачиваются тем, что “новые демократические” лидеры, пришедшие к власти на волне “арабской весны”, выбирают себе для этого диалога не политических противников, а в лучшем случае посторонних людей, назначенных ими на роль оппозиционеров. Для “диалога” же с реальными противниками по-прежнему используются полицейские дубинки, водометы и слезоточивый газ — в лучших традициях вроде бы поверженной диктатуры.
Но как минимум к одной из “оппозиционных группировок” Мухаммеду Мурси волей-неволей придется прислушаться. Речь идет о египетской армии — по-прежнему наиболее организованной и внушающей страх силе в стране. Она считается крупнейшим в стране работодателем и обладает прочнейшими связями во всех слоях общества.
И египетские армейские генералы — люди злопамятные, они имеют с Мурси свои личные счеты:во-первых, не забыли, как он “легким движением руки” отобрал власть у Высшего военного совета и отправил в отставку едва ли не всю верхушку армии; во-вторых, военных крайне не устраивает резкое ухудшение отношений с Израилем, так как это ставит под угрозу выделение США ежегодных двух миллиардов долларов финансовой помощи египетской армии.
Как итог — армейские генералы передали в понедельник утром президенту Мурси через министра обороны генерала Абдель Фаттаха аль-Сиси ультиматум: он должен уступить требованиям демонстрантов и подать в отставку.
Этот документ был зачитан по всем египетским телеканалам и воспринят оппозиционерами как символ их победы: демонстранты во многих городах празднуют так, словно Мурси уже ушел.
Однако египетское руководство неофициально, но вполне различимо этот ультиматум исполнять отказалось. По словам Мурси, документ не был ему передан (хотя министр обороны утверждает обратное), кроме того, он содержит некоторые “неясности”, так что правительство, по словам президента, намерено “продолжать избранный им путь к достижению национального примирения”.
Армейское руководство тоже пока подчеркивает, что не стремится к насильственному свержению президента. Во втором документе, опубликованном через несколько часов после оглашения ультиматума, генералы заявили, что путч для них исключен: речь идет только о том, чтобы заставить представителей соперничающих сторон сесть за стол переговоров и выработать взаимоприемлемый компромисс.
Армейское руководство утверждает, что не желает “становиться одной из партий в политическом раскладе”, однако осознает свою ответственность перед страной и ее безопасностью. При этом действия оппозиционеров генералы расценили как “наивысшую гражданскую доблесть” и вновь призвали руководство Египта “выполнить волю народа”.
Организаторы протестов, надпартийное движение “Тамаррод” (по-арабски это слово означает “бунтовщик”), успели тем временем опубликовать собственный ультиматум: они дали Мурси время до среды, чтобы объявить об отставке. В противном случае, по их словам, воскресные демонстрации покажутся президенту “легкой прогулкой на выходных”.
Кстати, некоторые члены правительства, похоже, вняли призывам демонстрантов и подали в отставку. Первым так поступил министр обороны, генерал Абдель Фаттах — похоже, его оскорбили слова президента о том, что он-де не получил армейское послание, которое Фаттах лично вручил ему на встрече.
Вслед за ним прошение об отставке положил на стол президенту министр иностранных дел Мохаммед Камель Амр — об этом сообщает египетское государственное информационное агентство Mena. А накануне в отставку подали еще пять министров из кабинета Мурси — руководители министерств связи, туризма, охраны окружающей среды, юстиции и водного хозяйства. К ним присоединился губернатор провинции Исмаилия.
Все они в качестве причины своего ухода назвали солидарность с оппозицией и требованием к президенту покинуть свой пост.