Выход Узбекистана из ОДКБ отражает перемены
в диалоге Пентагона и Ислама Каримова
Автор : Виталий ВОЛКОВ, эксперт по Центральной Азии в Германии, специально для «Новой» — Казахстан»
В марте 2012 года в интервью «Новой» — Казахстан» руководитель Народного движения Узбекистана Мухаммад Салих высказал убежденность в том, что каримовский режим находится на грани падения. Сейчас год завершается, и лидер узбекской оппозиции рассказывает о том, что произошло в Узбекистане за это время.
Виталий Волков: Какие события в политике Узбекистана и вообще в жизни республики Вы бы выделили в качестве главных в 2012 году?
Мухаммад Салих: Я бы поставил на первое место выход Узбекистана из ОДКБ. А второе по значимости изменение, которое, конечно, связано с первым и произошло синхронно, — это выход американской политики в Ташкенте из-за кулис.
Если помните, президент Узбекистана отказался подписать часть соглашений на саммите ОДКБ в июне 2009 года. Он активно противился использованию сил ОДКБ в разрешении внутренних конфликтов в странах, являющихся членами этой организации, и требовал единогласного одобрения такого решения этими странами. Каримов выступил также против идеи использовать силы ОДКБ для «миротворческих акций» в случае конфликтов между странами-членами ОДКБ. Эту позицию для общественности своей страны он преподнес как патриотизм, направленный против размещения иностранных войск под прикрытием миротворческой миссии ОДКБ.Хотя многие понимают, что природа этого «патриотизма», скорее всего, обусловлена страхом потери власти. Тогда страны-члены ОДКБ вынуждены были принять новую процедуру, позволяющую им отказаться от участия в голосовании по не устраивающим их вопросам. Этим незамедлительно воспользовался Каримов и де-факто полностью отстранился от ОДКБ.
Однако нельзя сказать, что это заявление не было сенсационным. Несмотря на все старания Кремля приуменьшить значение выхода Узбекистана из ОДКБ, имиджу этой организации был нанесен серьезный урон.
19 декабря Ташкент официально приостановил членство в ОДКБ. Таким образом, геополитические шараханья Узбекистана пока приостанавливаются.
В.В.: Что же скрывается за всем этим?
М.С.: Скрывается долгий диалог с Пентагоном, начавшийся после вывода американской базы из Ханабада в 2005 году. Пентагон был уверен, что американская внешняя политика потерпела неудачу в Узбекистане из-за осуждения андижанской резни. Военным удалось убедить Госдепартамент и администрацию президента США в необходимости начать сближение с режимом узбекского диктатора во имя национальных интересов. Начались нудные переговоры. И перемены в настроении Каримова по отношению к ОДКБ один в один отражают перемены в диалоге Пентагона и узбекского правителя.
А резкий выход Узбекистана из ОДКБ показывает, что Пентагону, наконец, удалось убедить Ислама Каримова в большей выгодности сотрудничества с США, чем с кем-либо в Евразии.
Силу убеждения подкрепило то, что политика Вашингтона резко изменилась по отношению к правам человека в Узбекистане. Американское посольство в Ташкенте уже два года как перестало приглашать представителей подлинных оппозиционных партий на традиционные «коктейли», заменив их единственной официально зарегистрированной «правозащитной» организацией «Эзгулик», которая, как нам доподлинно известно, есть не что иное, как проект СНБ Узбекистана и своего рода «троянский конь» в правозащитном движении.
Скрупулёзность американцев по выполнению капризов узбекского диктатора отразилась и в отношении узбекских политзаключённых, подлежащих освобождению по окончании срока заключения. Раздражающие слух Каримова имена таких известных диссидентов, как Мамадали Махмудов, Мурад Жураев, Самандар Куканов и Мухаммад Бегжанов, были «дипломатично» обойдены молчанием со стороны администрации США, несмотря на то, что срок их заключения демонстративно продлён режимом. А вчера я получил сообщение из Ташкента, что Каримов будто бы дал разрешение на официальную регистрацию движения «Бирлик», возглавляемого человеком, посвятившим свою жизнь борьбе не с режимом Каримова, а с нами. Источник сообщил о том, что одновременно с регистрацией «Бирлика» как некоего оппозиционного движения готовится зачистка остальной части оппозиции, то есть НДУ. Увы, сегодня я имею основания говорить о том, что этот план тоже согласован с США.
В.В.: Какова на сегодняшний день политическая ситуация в стране и в коридорах власти?
М.С.: Накалилась борьба между кланами. Каримов смелее стал проводить пиар своей старшей дочери. Но зарубежная печать нанесла неожиданный удар по имиджу Гульнары Каримовой, разоблачив её финансовые махинации в деле МТС. Финансово-политические группы, поддерживающие «Гугушу» (сценический псевдоним Г. Каримовой. — Ред.), нынче пребывают в растерянности…
А по стране по-прежнему шествует нищета. Продолжается произвол властей по отношению к местному населению. Но есть и греющие душу изменения: медленно начинает таять «андижанский синдром», страх перед государственным террором. Люди уже не оглядываются по сторонам и не переходят на шепот, когда проклинают «извергов от власти».
В.В.: С чем Вы связываете скандал вокруг МТС и «Телиа Сонеры»?
М.С.: По нашим данным, за событиями, связанными с задержанием в Швейцарии людей Гульнары Каримовой, за «внезапной» утечкой данных о ее счетах и компаниях в Гибралтаре, Великобритании и других странах, за обнародованием сведений об «откате» денег шведского телефонного оператора «Телиа Сонера» в пользу Каримовой стоит СНБ Узбекистана. Видимо, эта служба, испуганная согласием властей США на кандидатуру «Гугуши» в качестве преемницы Ислама Каримова, нажала на кнопку реализации плана по ее дискредитации. Более того, генпрокуратура Узбекистана «нашла» еще одного участника финансовых махинаций, связанных с деятельностью «МТС-Узбекистан», — так называемого крупного бизнесмена Салима Абдувалиева, или, как его называют в стране, Салим-бая. У него был изъят паспорт и взята подписка о невыезде из Ташкента. По сведениям нашего источника, Абдувалиева допрашивают следователи генпрокуратуры и СНБ. Речь идет о поставках китайского телекоммуникационного оборудования в Узбекистан, в том числе и для нужд «МТС-Узбекистан». Хорошо известно, что семья Гульнары поддерживала тесные отношения с семьей Салим-бая.
В.В.: Упростил ли эту ситуацию для Каримова его резкий крен в сторону США?
М.С.: Нет. Для Каримова во всех его начинаниях приоритетом всегда является сохранение личной власти. С этой точки зрения сближение с Америкой лишь отчасти удовлетворяет эту потребность. Более того, такое положение дел сильно раздражает «северного соседа» (так дипломатично Каримов называет Россию ). В течение последних десяти лет Каримов пытался сидеть на двух стульях, подставленных ему США и Россией. Но все потуги Путина с Медведевым на пути сближения с Ташкентом вдруг оказались напрасными. Какой будет ответ России — поживём, увидим. Во всяком случае, недавнее решение Кремля вооружить соседние с Узбекистаном страны современным оружием никак нельзя назвать случайностью.
Также нельзя сказать, что выбранный «Папой» «стул» понравился всем в окружении Каримова. Надо полагать, сторонники России (каких немало) в силовых структурах Узбекистана тоже хотят выбирать для себя удобные сиденья. Так что ситуация для Каримова не упростилась, а усложнилась…
В.В.: На летнем курултае НДУ шла речь о подготовке организации в течение года к активной фазе смещения Каримова. Прошли полгода. Каково реальное состояние готовности НДУ к этому?
М.С.: Прошли напряжённые полгода. Новосозданные группы внутри Узбекистана, можно сказать, акклиматизировались в атмосфере постоянного давления со стороны властей, продолжают учиться дышать там, где мало кислорода, где нет свободы. Мы пока не перешли к декларированным на курултае НДУ акциям активного гражданского неповиновения, потому что ещё не готовы к ним. У нас организационный период, и он самый трудный: стараемся возродить старые партийные структуры на новой политической платформе, привлекаем в наши ряды новых людей, которые не занимались ранее политикой, работаем с молодёжью, воспитанной на ложной идеологии страны «с великим будущим», открываем ей глаза на правду.
В.В.: Казахстан в течение двух лет сотрясала серия терактов. Но в последние полгода там с этим успокоилось. С чем Вы это связываете?
М.С.: После фетвы известных исламских богословов о легитимности джихада против режима Асада многие мусульманские радикалы устремились в Сирию, чтобы влиться в ряды оппозиции Асаду. Идет явный отток радикалов из стран Центральной Азии. Я думаю, это одна, если не самая главная из причин тишины в этом регионе.
В.В.: Значит ли это, что после участия в войне в Сирии этот контингент вернется в Казахстан и вообще в Центральную Азию?
М.С.: Это пока нельзя предугадать, все зависит от той конъюнктуры, которая сложится после войны в Сирии.
В.В.: Как повлияло переизбрание Обамы и избрание Путина на ситуацию в Узбекистане?
М.С.: Для прогрессивных сил это влияние отрицательное. Никогда ранее американская политика по отношению к угнетенным народам не была такой откровенно «макиавеллистической» или, говоря современным языком, риал-политической. А в политике Путина ничего не изменилось, он всегда поддерживал и продолжает поддерживать диктаторские режимы Центральной Азии, и он никогда не играл в демократию.
В.В.: Ваше личное мнение о том, как будет развиваться ситуация в Афганистане?
М.С.: Афганистан движется к федеративному устройству государства. Он вступил в эту фазу сразу после выхода войск СССР. Долголетние войны ускорили этот процесс. Благополучное завершение этого процесса зависит от воли влиятельных государств: США, России, Китая, Ирана и Индии. Если они захотят, чтобы там установился мир, Афганистан будет федеративным и там воцарится долгожданная стабильность.
В.В.: Как влияют на Ваши представления о будущей «узбекской» весне события в Египте, Ливии и Сирии?
М.С.: Я думаю, политические изменения в арабском мире не могут не волновать нас, центральноазиатских политиков, хотя бы потому, что почти во всех государствах нашего региона с небольшой разницей царствуют режимы, подобные режимам Каддафи, Мубарака и Асада. Будет ли конец этих режимов таким же, каким был конец вышеназванных деспотий, зависит от стремления наших народов к свободе.
тем временем
КазТАГ
В рамках ОДКБ президенты приняли решение о создании системы коллективного реагирования на чрезвычайные ситуации
Войска для специальных операций
Создать общую для стран-участниц Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) систему противовоздушной обороны (ПВО) побуждает неспокойная ситуация в Центральной Азии, сообщил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
В сфере особого внимания организации находится ситуация в Центральной Азии. Она постоянно меняется, при этом, к сожалению, не становится более спокойной. Именно поэтому на центральноазиатском направлении реализуются наши совместные планы борьбы с наркотрафиком, укрепление и совершенствование коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ, создание общей системы ПВО», — сказал Н. Назарбаев на расширенном заседании совета коллективной безопасности ОДКБ в Москве в среду.
«Перед нами стоит еще много задач, которые необходимо решить в самой ближайшей перспективе, и в первую очередь те, о которых мы договорились: укрепление военной составляющей КСОР (коллективных сил оперативного реагирования — КазТАГ), обеспечение соответствующим транспортом, военно-техническое обеспечение, чтобы сделать настоящие военные силы на случай обострения обстановки», — дополнил он.
В связи с этим Н. Назарбаев указал на то, что государства ОДКБ объединяются не только при общих угрозах.
«Нас объединяет общее видение мира, принципов, на которых должны строиться отношения между государствами, и тенденции, складывающиеся в международных отношениях вблизи наших границ. Мы выступаем за приоритет международного права при решении любых спорных вопросов, за безусловное уважение суверенитета и учета интересов всех членов организации», — заявил президент РК.
По информации Н. Назарбаева, в зоне ответственности организации работают и другие многосторонние институты безопасности, такие как ШОС, НАТО, ОБСЕ, СВМДА.
«ОДКБ настроена на конструктивное взаимодействие», — добавил президент РК.
Он также высказался за продолжение координации работы в Организации Объединенных Наций и других международных организациях, согласование единой позиции по принципиальным вопросам международных отношений.
Согласно его информации, на заседании в узком составе состоялся обмен мнениями по актуальным вопросам функционирования ОДКБ.
«Мы провели плодотворный обмен мнениями по самым актуальным вопросам функционирования нашей организации. При этом особый акцент сделали на военном сотрудничестве, и это была главная тема (завершившегося — КазТАГ) председательства Казахстана», — пояснил президент РК.
Н. Назарбаев выразил уверенность в том, что по итогам заседания деятельность в этой сфере в рамках организации получит не только дополнительный импульс, но и справедливую оценку.
«Я считаю, это было основное, главное заседание из всех, когда мы достигли конкретных результатов в укреплении военной части нашей организации», — сказал глава государства.
Президент Казахстана поблагодарил глав государств-участников Организации за активное участие, содействие и поддержку казахстанского председательства в ОДКБ.
«…Хочу поблагодарить всех коллег за активное участие, содействие, поддержку выполнения приоритетов, которые мы объявили в ходе своего председательства. Считаю, что предпринятые коллективные усилия были сосредоточены на тех направлениях, которые являются наиболее востребованными в связи с обстановкой, которая складывается вокруг наших стран», — резюмировал Н. Назарбаев.
Как ранее заявлялось, структура войск ОДКБ будет усовершенствована, а в перспективе появится объединенная система ПВО-ПРО. Также до конца 2012 года создадут военный комитет ОДКБ.
«Хотел бы проинформировать, что решением глав государств-членов Совета коллективной безопасности в рамках ОДКБ созданы войска, коллективные силы ОДКБ. В эти войска будут объединены все ранее существующие уже структуры – такие как коллективные силы оперативного реагирования, миротворческие контингенты, двусторонние группировки, силы быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона. В эти войска будут приданы силы (для проведения — КазТАГ) специальных операций и другие», — пояснил генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа.
Согласно его информации, президенты приняли решение о создании системы коллективного реагирования на чрезвычайные ситуации. Будут создаваться двусторонние группировки, гуманитарные центры, единое информационное пространство. Также рассматривается вопрос об актуализации коллективных указаний полномочных представителей государств и международных организаций с тем, чтобы можно было выступать по наиболее глобальным и серьезным проблемам безопасности с единых позиций.
«В целом, на мой взгляд, это одна из самых удачных сессий Совета коллективной безопасности, которая дала нам очень серьезные импульсы по ряду направлений своей деятельности», — резюмировал он.
Напомним, в 2012 году Казахстан являлся председателем ОДКБ.
ОДКБ создана на основе Договора о коллективной безопасности, подписанного 15 мая 1992 года странами-членами СНГ. Участниками ОДКБ после приостановления членства Узбекистана остаются Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан.
Мухаммад Салих: «Американцы выполняют капризы узбекского диктатора»