Подробности читайте на http://clck.ru/DBfb
Проходящим по одному делу с Андреем Санниковым активистам Владимиру Яроменку, Илье Василевичу и Федору Мирзаянову суд назначил по 3 года, Олегу Гнедчику — 3,5 года лишения свободы в колонии усиленного режима в соответствии с ч. 2 ст. 293 УК РБ (участие в массовых беспорядках). А четырьмя днями ранее еще шестеро участников протеста 19 декабря были приговорены к лишению свободы на срок от 3 до 3,5 лет.
Тем же, кого судили вместе с Ириной Халип, повезло больше: Павел Северинец, руководитель штаба экс-кандидата Виталия Рымашевского, осужден на 3 года ограничения свободы с направлением в учреждение открытого типа; Сергей Марцелев, руководитель штаба экс-кандидата Николая Статкевича, на 2 года лишения свободы с испытательным сроком на тот же период. Все трое — Халип, Северинец, Марцелев — освобождены под подписку о невыезде в зале суда.
И тут же все трое заявили прессе, что не считают вынесенные им приговоры законными.
- До чего мы дошли, если радуемся, что нас не посадили, а отпустили «условно», — так оценила свой приговор Ирина Халип.
Она объяснила: отсрочка приговора означает, что по истечении данного срока ее снова будут судить.
- Суд будет определять, стала ли я на путь исправления, стала ли я законопослушным человеком. А кто в нашей стране назовет независимого журналиста законопослушным человеком? — задалась риторическим вопросом Ирина.
В ближайших планах журналистки — написать письмо мужу, потом — сменить ключи от квартиры, в которой она до сих пор находилась под домашним арестом, вызвать профессиональную бригаду по уборке, «чтобы духа кагэбэшного в моем доме не осталось», погулять с маленьким сыном и сразу — обжаловать приговор. По мнению Ирины, ее муж и она сама остаются заложниками действующей власти.
- Хотя я прекрасно понимаю, что он не будет сидеть все пять лет, что его «обменяют» на жратву и кредиты, — заметила Халип.
О своем положении заложника фактически объявил и сам Андрей Санников. Во время судебного заседания он рассказал о пытках в СИЗО КГБ. По словам экс-кандидата, сразу после задержания 19 декабря его, сильно избитого, продержали пять часов без медицинской помощи и даже не давали возможности сходить в туалет. Подсудимый рассказал, как его поместили на доски под нарами, велели все время лежать лицом к электрическому свету, не меняя позы. Как ежедневно в СИЗО проводили личный досмотр, как ставили голым на растяжку. Кроме того, по словам политика, 22 января у него состоялась «принудительная встреча» с председателем КГБ Вадимом Зайцевым, который якобы предупредил Санникова, что если тот не даст нужных показаний, то к его жене и сыну будут применены жестокие меры. Это давление, утверждает экс-кандидат, повлияло на его показания во время следствия.
Это не первое свидетельство о пытках в СИЗО КГБ. В феврале с аналогичными заявлениями выступил другой кандидат в президенты — Алесь Михалевич. Однако Генпрокуратура подтверждений этим словам «не нашла».
США и Евросоюз решительно осудили приговоры в отношении Санникова и других участников событий 19 декабря и в очередной раз потребовали немедленно освободить всех политических заключенных в стране. Кроме того, Госдеп США подчеркнул в заявлении, что «результаты продолжающихся судов будут приняты США во внимание при пересмотре отношений с Беларусью и рассмотрении дальнейших действий». А некий дипломатический источник, на которое ссылается брюссельское издание Euobserver, сообщил, что ЕС обсуждает возможные экономические санкции в отношении Беларуси. В списке, который предположительно отправили в Брюссель главы европейских посольств в Минске, значатся главные доноры белорусской экономики: госконцерн «Белнефтехим», группа компаний «Трайпл», компания «Белтехэспорт» и ОАО «Беларуськалий».
Пока этот список еще не находится на стадии реализации, «он базируется на свидетельствах типа «он сказал/она сказала», пишет Euobserver. Но он может быть готов уже к следующему заседанию Совета министров ЕС по иностранным делам, которое пройдет в Брюсселе 23 мая.
Эта информация вполне согласуется с заявлением Европарламента, который 12 мая призвал Еврокомиссию, Совет ЕС и страны — партнеры Евросоюза «расширить ограничительные меры в отношении белорусского режима, в том числе ввести точечные экономические санкции в отношении предприятий, принадлежащих государству». Со стороны Минска тут же последовало предупреждение, что в ответ европейским послам предложат покинуть пределы Беларуси, а также запретят выезд за рубеж 200 представителям оппозиции. Такое сообщение со ссылкой на источник в Администрации президента распространил «Интерфакс-Запад», однако пресс-секретарь МИД РБ слегка разрядил обстановку, заявив на брифинге, что «говорить сегодня о введении ответных мер Беларуси против ЕС не только преждевременно, но и неконструктивно».
Между тем даже Кремль с напряжением воспринял приговоры минских судов. Они «не могут не вызывать вопросов», — с такими словами выступил 16 мая официальный представитель МИД России Александр Лукашевич. Внешнеполитическое ведомство РФ призвало «белорусскую сторону более ответственно относиться к соблюдению принятых на себя международных обязательств в области прав и свобод человека».
Пока международное сообщество рефлексирует и как будто примеряет на Беларусь возможные санкции, неизвестные противники белорусской Фемиды бьют точно в цель. В ночь на 15 мая, после вынесения приговора Андрею Санникову, неизвестные бросили бутылку с зажигательной смесью в здание Дома правосудия, где располагаются три районных суда Минска и где сейчас проходят процессы над «декабристами». Правосудие не пострадало. Огонь повредил лишь дверь служебного входа, на стене остались следы закопчения.
See more here:
Муж – в тюрьме, жена – под подпиской