Уважаемые читатели, не давайте читать эту колонку несовершеннолетним детям, людям с неустойчивой психикой и ревнивым сторонникам политики президента.
Всю прошлую неделю мне приходилось периодически участвовать в разговорах: «Будет ли в Уральске митинг протеста?». Как правило, мои собеседники спрашивали: «А вы что, митинг не будете организовывать?». Я бормотал что-то невнятное типа: «Почему мы должны организовывать? А почему бы вам самим не заняться этим?» и тому подобное. Логику таких вопросов понять можно. Люди привыкли к тому, что журналисты «Уральской недели» периодически устраивают свои акции протеста. Такие акции мы, и вправду, проводили, но исключительно для того, чтобы показать обществу, что несогласные есть, и наивно полагали, что своими одиночными пикетами мы покажем пример, разбудим людей и они станут выходить на мирные митинги без всяких призывов, без страха и сомнений.
Может быть, поэтому, на такой инерции, я в пятницу все же сходил в городской акимат и подал заявку на проведение митинга. Подал свою заявку без особой надежды, так как с 99-процентной уверенностью могу предсказать: акимат митинг не разрешит. Опять скажут, что там запланировано детское мероприятие, молодежная акция или, на худой конец, концерт местной самодеятельности. Но сегодня речь не о чиновниках. Сегодня я хотел бы поговорить о нас с вами, рядовых гражданах этой страны, которые устали от коррупции, возмущены девальвацией и жаждут перемен.
Так вот, большинство из нас, к сожалению, так и остаются в состоянии страха. Люди боятся штрафов, арестов, задержаний. И это самое удивительное, потому что никто через это на самом деле не проходил. И я тоже боюсь. Боюсь, что потом откликнувшись на мой призыв люди будут арестованы, оштрафованы и я буду за это нести некую моральную ответственность. Одним словом, все в страхе. Я боюсь подставить людей. Люди боятся полиции. Полиция боится акимата. В акимате боятся прогневить президента. Президент боится людей. Эта ситуация мне напомнила известный научный эксперимент, когда ученые изучали поведенческие реакции обезьян.
Вот суть эксперимента: в клетку посадили пять обезьян. К потолку подвязали связку бананов. Под ними установили лестницу. Проголодавшись, одна из обезьян подошла к лестнице с явным намерением достать банан. Как только она дотронулась до лестницы, люди открыли кран и из шланга облили ВСЕХ обезьян очень холодной водой. Спустя некоторое время другая обезьяна попыталась полакомиться бананом. Снова всех животных облили холодной водой. Потом ученые прекратили обливать обезьян холодной водой.
Спустя некоторое время третья обезьяна, одурев от голода, попыталась достать банан, но тут другие обезьяны стали хватать ее, не желая холодного душа. После этого ученые убрали одну обезьяну из клетки и заменили ее другой. Она сразу же, заметив бананы, попыталась их достать. К своему ужасу она увидела злые морды остальных обезьян, атакующих ее. После третьей попытки она поняла, что достать бананы трогать нельзя. После этого ученые убрали из клетки еще одну обезьяну из первоначальных пяти и заменили ее новенькой. Как только она попыталась достать банан, все обезьяны дружно атаковали ее, в том числе и та, которую заменили первой.
И так, постепенно заменяя всех обезьян, ученые пришли к ситуации, когда в клетке оказались пять обезьян, которых НИКОГДА водой вообще не поливали. Но все они боялись достать связку бананов.
Так вот, современный Казахстан очень напоминает эту клетку с обезьянами. В Конституции черным по белому написано, что граждане Казахстана вправе свободно участвовать в мирных митингах. Это же право прописано в Международном пакте о гражданских и политических правах. Этот международный документ ратифицирован Казахстаном. Но в Казахстане есть закон «О порядке проведения мирных митингов», который противоречит Конституции и вышеназванному пакту. Абсолютно дикий и антинародный закон. Но именно этот закон, принятый таким же антинародным парламентом, и превратил всех нас в тех самых обезьян в клетке. Никто из тех, кто всю прошлую неделю просил меня организовать митинг, но сам боялся это сделать, никогда не задерживался полицией, не сидел пять суток и не приговаривался к штрафу за участие в митинге. Так, может, нам пора перестать быть такими обезьянами?
22 февраля в 12 часов дня я приду на площадь перед акиматом, чтобы выразить свое несогласие с девальвацией. Это будет мирная акция протеста. Но там будет полиция, и меня, скорее всего, задержат. Может быть, посадят на пять суток. Может, оштрафуют. В принципе, не такая уж высокая цена за право быть человеком. Хотите принять участие? Приходите. И если прокуратура усмотрит в этой колонке призыв к незаконным действиям, то мне глубоко на это плевать, потому что я убежден — законы надо менять. А это невозможно без протестных митингов.
Источник: Газета “Уральская неделя”