Ввод российских войск в Украину заставил нас задуматься над вопросом, возможна ли агрессия со стороны наших соседей и что такой агрессии может противопоставить Казахстан?
В этом материале мы сделали попытку проанализировать сильные стороны казахстанской армии и сравнить их с возможностями тех стран, с которыми у нас потенциально могут возникнуть территориальные конфликты.
КАЗАХСТАН: зависимость от России
Численность регулярной армии РК — около 70 тыс.; дополнительные военизированные формирования (Республиканская гвардия, Внутренние войска МВД РК и Пограничная служба КНБ РК, Войска МЧС) — 34,5 тыс. В сумме около 104 тысяч вооруженных бойцов разного уровня подготовки. Мобилизационный потенциал — около 6,4 млн человек.
Существенной проблемой остается зависимость от российского снабжения. Основные детали, патроны и даже оружие импортируются из России. А помощь от Москвы возможна только до тех пор, пока Астана будет показывать верность ОДКБ.
Казахстанские военные достаточно долго не принимали участия в военных конфликтах. Это может привести к деморализации при столкновении с врагом. Отсутствие проверенного в боях командного состава, коррупция в верхах могут служить хорошей почвой для пропаганды со стороны вражеских войск.
Говорить о «кольце врагов», которые уже собрали войска вокруг Казахстана, несправедливо. Конфликты не переходят в горячую фазу и остаются на уровне заявлений отдельных политиков, которые обычно не имеют статуса официального лица. Территориальные претензии к Казахстану в латентном состоянии есть у России, Узбекистана и КНР.
Кроме сравнения сил мы также рассмотрим самые вероятные варианты военной кооперации. С кем потенциально мы можем конфликтовать и на чью поддержку рассчитывать в случае войны?
КИТАЙ: самая большая армия в мире
Китайская армия на данный момент является самой многочисленной в мире. «Главная задача военных сил Китая — обеспечение внешней экспансии во всех направлениях. В последнюю очередь по времени, но в первую по значимости это российское и казахстанское направления. Именно на этих двух направлениях можно достать то, что Китаю нужно в первую очередь, то есть территории и ресурсы», — считает Александр Храмчихин, заместитель директора Института политического и военного анализа.
Личный состав армии КНР насчитывает около 1,6 миллиона человек. На вооружении также имеется 9000 основных боевых танков китайского производства, 2500 истребителей и штурмовиков.
Мобилизационный потенциал армии КНР — 400 миллионов человек.
Китайская армия — не очень частый игрок в открытых военных конфликтах. Последний раз она была замечена на войне во Вьетнаме в 1970‑х. Однако наращивание мощностей, закупка новых видов вооружений, а также наличие ядерного оружия делают эту страну фактически непобедимой.
Кто может быть союзником Казахстана в случае агрессии Китая? Теоретически, эту роль может взять на себя Россия как участник ОДКБ. Однако позиция Китая по отношению к действиям России показывает: Москва и Пекин умеют договориться. Например, Китай возьмет курс на Японию (спорная территория — острова Дяоюйдао-Сенкаку) и часть Казахстана, а Россия — на восток Европы и…северную часть Казахстана. Обе страны — ядерные. И вряд ли кто заступится за нашу страну, которая в сознании европейцев и американцев есть непонятный кусок степи в сердце Азии.
РОССИЯ: без нее никуда?
Россия входит в пятерку самых многочисленных армий мира. Среди сильных сторон армии постоянное участие в боевых конфликтах на протяжении последних двадцати лет (Приднестровье, Чечня, Грузия) и агрессивная военная доктрина, которая предусматривает постоянное увеличение финансирования армии.
Россия владеет большими ресурсами по производству боевой техники, патронов и оружия. Казахстан и Россия имеют очень похожие военные стандарты. Российские и казахстанские военные используют подобные вооружения.
В случае конфликта России и Казахстана основной риск будет в том, что военная инфраструктура нашей страны сильно зависит от производственных мощностей северо-западного соседа. Таким образом, единственными ресурсами для ведения боевых действий будут те, что есть на складах (если склады не будут уничтожены авианалетом).
Согласно аналитике STRATFOR, 70% офицеров ВС РК являются этническими русскими. Это целевая аудитория пропаганды в случае военного конфликта (особенно учитывая текущую несбалансированность казахстанской внутренней межэтнической политики). Похожая ситуация и с разведкой. КНБ основано на традициях КГБ, а офицеры из Казахстана проводили месяцы в учебках вместе со своими коллегами-россиянами.
Потенциальный мобилизационный резерв России оценивается в 31 млн человек.
Казахстан не защищен от действий России в случае нарушений со стороны последней норм ОДКБ. В ходе этих действий наша страна остается лицом к лицу с соперником. Территория страны в современных границах может быть смело поделена между другими странами. России надо будет всего лишь гарантировать безопасность европейскому и китайскому бизнесу и уступить спорные территории тем, кто на них претендует.
УЗБЕКИСТАН: наследие СССР и сотрудничество с НАТО
По данным Международного института стратегических исследований (Лондон), численность Сухопутных войск составляет 40 тыс. человек в составе одного танкового корпуса, десяти моторизированных, одной легкой горной, одной воздушно-десантной, трех воздушно-штурмовых и четырех инженерных бригад, а также одной бригады Национальной гвардии.
Узбекистан получил в наследство от СССР 15‑ю бригаду специального назначения, 459‑ю отдельную роту специального назначения (на ее базе сформирован отдельный отряд спецназа), а также учебный полк специального назначения, готовивший личный состав для воюющих подразделений во время войны в Афганистане. В несколько преобразованном виде данные подразделения сохранились до настоящего времени. Мобилизационный потенциал страны оценивается в 5,8 млн солдат.
Казахстан и Узбекистан являются одними из самых стабильных стран Центральной Азии, несмотря на авторитаризм их лидеров. Возможно, такое соперничество приводит к разным векторам развития этих двух государств. Если Казахстан принимает участие в ОКДБ, то Узбекистан заигрывает с НАТО.
В конце 2012 года в НАТО поступил из Узбекистана запрос об оказании содействия в сфере военного образования. New York Times со ссылкой на свои источники в НАТО сообщила, что Узбекистан неофициально обратился к властям США, Германии и Великобритании с просьбой оставить ему после ухода из Афганистана технику и припасы.
Таким образом, после вывода американской армии Узбекистан сможет провести модернизацию войск по натовскому образцу. Но вывод ВС США из Афганистана уменьшит возможности Узбекистана огласить претензии Казахстану. Реальная военная угроза со стороны Афганистана и Пакистана становится более высокой.
В случае агрессии Узбекистана Россия сможет усилить военные силы казахстанцев. Это может быть подано как урок за выход Узбекистана из ОДКБ и заигрывание с НАТО. Из трех потенциальных агрессоров Узбекистан кажется самым простым и безопасным. Но это при условии, если передел не будет настолько глобальным, что НАТО нанесет со стороны Ташкента удар по России и ее союзникам.
Источник: «Общественная позиция» (проект «DAT») № 11 (235) от 19 марта 2014 года