Без радикальной модернизации судебной системы не избавиться ни от организованной преступности, ни от коррупции, ни от расхищения национальных природных богатств, ни от «распилов» бюджетных денег, считает юрист Эльвир Овчинников. Ниже мы предлагаем читателем его точку зрения на проблему.
Автор: Эльвир ОВЧИННИКОВ
В Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана в 2012 году обозначены десять направлений модернизации социально-экономического развития Казахстана; на шестом месте направление — «Модернизация судебной и правоохранительной систем». Несомненно, и то, и другое подлежит «модернизации», но поскольку эти две системы имеют общее только правоохранительное предназначение, а во всём другом не имеют ничего общего, то судебная система должна бы отдельно модернизироваться и в первую очередь, и именно первым направлением.
Без радикальной модернизации судебной системы не избавиться ни от организованной преступности, ни от коррупции, ни от расхищения национальных природных богатств, ни от «распилов» бюджетных денег, а дети будут плевать на родную землю и залезать с ногами на скамейки. Модернизироваться всё будет, но только по остаточному признаку после деяний существующей сегодня коррупции, которая при сегодняшней судебной системе тоже будет успешно модернизироваться. Ещё неизвестно, кто кого перемодернизирует.
В Конституции РК, ст. 14 установлено - «Все равны перед законом и судом. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации…». Но наши суды самочинно, безответственно и безнаказанно нарушают Конституцию — дискриминируют по должностному и имущественному положению существенную часть населения страны, вплоть до самих же судей и высшего ранга чиновников государства — лишают конституционного права быть судимыми. И все с этим мирятся, и никто, даже Казахстанско-международное бюро по правам человека, ни разу не вступился на защиту этого имманентного права, принадлежащего человеку от рождения. Если наших самых лучших людей, составляющих деловую и административную элиту страны, суды так открыто дискриминируют правом быть судимыми, то для всех остальных все 50 конституционных прав — чистейший блеф?
Начинать модернизацию надо с судебной системы. В Послании не обо всём можно сказать конкретно, но когда о модернизации судебной системы говорится общими фразами, то всё остальное будет следствием сегодняшнего состояния судебной системы.
Первая фраза: «Судьи должны вершить правосудие, только руководствуясь законом и своей совестью», ну не содержит ничего модернистского ни в отношении существующего закона, ни в отношении неизвестно как используемой сегодня совести, если руководствуясь которыми по п.1 ст.16 ГПК РК, судьи доводят правосудие до кривосудия, иногда до мракосудия.
Вторая фраза: «Надо кардинально пересмотреть порядок формирования судейского корпуса». По поводу «надо» д’Артаньян спрашивал у кардинала Ришелье — «кому надо?». Сегодня всех судей всех уровней судебной системы кардинально назначает президент государства. В словах Послания — «порядок формирования судебного корпуса» содержится и отбор кандидатур, и составление списков, и утверждение назначений на должность. На каком же этапе надо пересмотреть кардинально?
Полагаю, что «кардинально» — означает на уровне кардинала, а в нашем случае на уровне назначения персоны на должность судьи президентом страны. Поэтому пересмотреть порядок формирования судебного корпуса кардинально, наверное, означает не назначение президентом государства судей на должность, а радикально — избрание народом? («Избирать биев должен народ». М.С.Нарикбаев) Или я что-то не понял в этой замечательной неопределённостью фразе, кому «надо» и как это «кардинально»?
Третья фраза: «Необходимо законодательно ограничить возможность необоснованных решений апелляционных инстанций о возвращении дел на новое рассмотрение в нижестоящие суды». Необходимо быть докой в процессуальном законодательстве, чтобы понять, что к чему. Непосвещённый имярек понял это так, что необоснованных решений апелляционной инстанции о возврате незаконного судебного акта на новое рассмотрение в райсуд не может быть, следовательно, необоснованно может быть возвращён на новое рассмотрение только законный судебный акт.
Такое бывает, тогда почему только «необходимо ограничивать», а не исключить напрочь; если это имеет массовый характер, который только может озаботить президента, то не логичнее ли ликвидировать такую апелляционную инстанцию, которая необоснованно возвращает законный акт на пересмотр? Необходимо законодательно исключить возможность необоснованного или умышленно с помощью дискреционных норм обоснованного возвращения законных актов на пересмотр с целью обеспечения нижестоящими судами работой судов вышестоящих инстанций.
Четвёртая фраза: «Всей судебной системе, начиная от Верховного Суда, требуется повысить свою ответственность и квалификацию и самим начать совершенствовать свою собственную работу». Щас, побежали. Кто же будет сам себе усложнять работу?! Зачем судьям повышать свою ответственность, если по Конституции РК, ст. 77, п.2 - «По конкретным делам судьи неподотчётны»? И зачем судьям повышать свою квалификацию, если по ГПК РК. ст. 16, п.1 — «Судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению»?
Знаете ли, «внутреннее убеждение» — это такой «орешек», который зависит от характера и интеллекта, а не от квалификации. А вот совершенствованием своей работы судьи занимаются постоянно и успешно, и уже достигли шокирующих результатов. Как всякие творческие работники в любой другой профессии рационализируют свою работу, так и судьи «модернизируют» «существенные» процессуальные нормы в «несущественные», коллегиальные суды не составляют протоколы судебных заседаний, без чего вся их судейская работа является профанацией, упрощают форму и содержание судебных актов, в общем, облегчают свою работу. Нормально, под щитом независимости и безответственности. Досовершенствовались до того, что в Верховном Суде РК на законных основаниях применяют антиконституционную процедуру предварительного рассмотрения ходатайства о пересмотре судебного акта в надзорном порядке. Что после этого позволительно «модернизировать» в своей работе нижестоящим судам?
Пятая фраза: «Нарушение судьями законов должно стать чрезвычайным событием, о котором должны знать все». Это чрезвычайное событие уже давно стало всем известно из личного опыта или из СМИ, но судьям от этой известности «ни холодно, ни жарко». И вот бывший председатель Верховного Суда РК Максут Султанович Нарикбаев ещё в 2000г. считал — «…если каждый судья будет оглядываться на письма, статьи и телефонные звонки, то это уже не судья».
Только известность, без привлечения судей к ответственности за нарушение любой нормы закона, а не только по законодательному словоблудию — «существенных норм», не «модернизирует» правосудие.
В Послании про модернизацию судебной системы конкретно сказано только про публичную гласность о нарушении судьями законов, которая была действенна в зрелые годы нашего президента, а в наше время «рыночных отношений» конкретно только гласностью (про другое-то сказано не конкретно) модернизацию судебной системы можно и не начинать. И вообще неправильно то, что правосудие можно модернизировать только гласностью о нарушениях судьями законодательства. Нельзя исправить людей только муссируя их неправильные действия.
Есть такая пословица: «Если человека постоянно называть свиньёй, то он захрюкает». Судьи — не изгои общества, про которых нужно знать всем только их неправильные действия. Более эффективное средство для исправления человека похвала, благодарность и награды. Но без применения критериев определения качества работы судьи, без применения мер ответственности за нарушение судьёй законодательства, не за что его хвалить. Вначале нужно изменить правила работы, установить критерии оценки результатов труда и меры неотвратимой ответственности за брак в работе, только потом хвалить или хулить.
И не понадобится эксплуатировать неюридический инструмент — совесть судьи, и не нужно будет менять судейский корпус, можно работать с теми, кто есть, если поставить судей в условия, когда им будет выгодно выносить только законные судебные решения, не такое уж это невозможное дело — вынесение только законных судебных решений, и не понадобится доверять им самим совершенствовать их собственную работу, и не понадобится травмировать общество судейским негативом. Но такая «модернизация» судебной системы, по-видимому, невозможна без помощи общества.
Р.S. Так случайно совпало, что я ознакомился с Посланием-2012 09 июня 2012 года, а 10 июля 2012 года президент Казахстана в связи с тем, как сказано в обращении, «Однако я не удовлетворён темпами и качеством выполнения моего Послания», обратился ко всем казахстанцам с новым вектором — «СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ КАЗАХСТАНА: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда».
Нурсултан Абишевич, Вы и Мы потому не удовлетворены, что остается не модернизирована судебная система, о которой на этот раз Вы даже не упомянули, что прежде, чем намечать и делать двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда, необходимо сделать один шаг по радикальной модернизации судебной системы. Без радикальной ликвидации кривосудия «Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» постигнет та же участь, что и Послания — 2012.
Вы просто не представляете, как воспрянет народ, когда в Казахстане, как Вы намечаете — «Целесообразно принять и ввести в действие справедливые законы и чёткие правовые нормы…», а судебные решения станут законными! Одна только уверенность в справедливость, которая в конечном счёте может быть обеспечена только судом, способна поднять людей на такие трудовые подвиги, о которых уже давно соскучился казахстанский народ. Дайте же такую возможность, жизнь-то проходит.
И ещё вот — как нам простому народу понимать в Вашем обращении — «социальный реализм», который «практическим вектором становится», если в Вашем обращении — «Утопические идеи как либеральной, так и социалистической направленности остаются в прошлом веке»?
Если реализм — это не общественная формация, а только отражение действительности, а слово социальный буквально означает — общественный, общий, например, социализация земли — переход земли из частной собственности в общенародное достояние, аналогично, социализация нефтяной и газовой промышленности, и всего остального общенационального богатства, то какая разница между «утопическими идеями социалистической направленности» и «социальным реализмом»?
Если «…постепенно входит новый тренд — ОБЩЕСТВО ВСЕОБЩЕГО ТРУДА», то старый тренд — СПРАВЕДЛИВОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВСЕОБЩЕГО ТРУДА, никогда не уходил и никогда не уйдёт из сознания народа. Поэтому невнятный вектор — «социальный реализм» — необходимо поменять на понятный, привлекательный, вдохновляющий, отвечающий чаяниям людей — «реальный социализм» через реальное правосудие. И начать бы с ратификации Республикой Казахстан «Конвенции о защите прав человека и основных свобод» Совета Европы, дающей право гражданам Казахстана на обращение в Европейский суд по правам человека.
More here:
Модернизацию надо начинать с судов