Сегодня казахстанские дипломаты отмечают свой профессиональный праздник. Все годы независимости дипломатическая служба суверенного Казахстана эффективно работала на обеспечение взятого Первым Президентом Нурсултаном Назарбаевым курса на многовекторную, сбалансированную, миролюбивую внешнюю политику, которая помогла нашей стране заслужить высокий авторитет, занять свое особое место в международных отношениях, успешно защищать национальные интересы. О внешней политике по «модели Назарбаева», культурной дипломатии и формирующейся новой реальности в международных отношениях мы поговорили с Чрезвычайным и Полномочным Послом Казахстана в Румынии Нурбахом Рустемовым.
– Нурбах Турарович, скоро Казахстан будет отмечать День столицы, поэтому в первую очередь хотелось бы поговорить об инициативе открытия в Бухаресте сквера Нур-Султан. Как появилась эта идея? Сложно ли было достичь договоренностей с румынской стороной? Ведь переименование объекта в престижном районе в столице европейской страны – процесс весьма непростой.
– На эту идею меня вдохновило решение Главы государства Касым-Жомарта Токаева по переименованию столицы нашей республики в прошлом году. Все казахстанские дипломаты знают, что наш Президент всегда отличался глубиной исторической мысли, тонким пониманием момента и ожиданий казахстанских граждан.
После избрания Президентом Казахстана Касым-Жомарта Токаева прошло уже больше года. Мы все видим, что Глава государства сумел сплотить вокруг себя единомышленников и провел серьезную работу, не оставив без внимания ни единого аспекта развития страны, в том числе и вопросы внешнеполитической деятельности.
Продолжение взятого Елбасы Нурсултаном Назарбаевым курса на проведение сбалансированной многовекторной внешней политики и усиление экономической составляющей казахстанской дипломатии – важнейший аспект, определяющий внешнеполитическую деятельность Казахстана.
Обозначенные подходы внешней политики, как и другие политические реформы Главы государства, в том числе по вопросам изменения закона о митингах и декриминализации ряда статей, получили высокую оценку со стороны европейских дипломатов и ученых, которые всегда поддерживали многовекторную и конструктивную внешнюю политику Казахстана.
Необходимо также отметить, что за успехами нашей страны пристально наблюдают не только в Европе, но и во всем мире. Мы уже привыкли, что внешняя политика по «модели Назарбаева» изучается во многих дипломатических академиях мира, ведущих «мозговых центрах» и академических кругах.
Возможно, это и стало главной причиной, почему наши румынские коллеги столь оперативно поддержали инициативу по переименованию сквера в честь Елбасы Нурсултана Назарбаева и нашей столицы. За что мы им признательны.
– Вы отметили внешнюю политику, основанную на «модели Назарбаева». В чем ее значимость и почему казахстанский подход так уважают зарубежные партнеры?
– В первую очередь необходимо отметить, что современный Казахстан – это успешная, стабильно развивающаяся страна, занимающая достойное место в конструкции мировых процессов. Вместе с тем внешнеполитический курс Казахстана, проложенный Первым Президентом – Елбасы Нурсултаном Назарбаевым, стал одним из важнейших факторов, обеспечивших успешное становление республики в первые годы независимости и ее развитие на сегодняшнем этапе.
Лидер нации Нурсултан Назарбаев всегда отмечал, что внешняя политика – один из важнейших инструментов укрепления конкурентоспособности страны. И сегодня ее ключевые принципы в Казахстане базируются на прагматизме, многовекторности и приверженности национальным интересам.
Нурсултан Назарбаев посвятил свою жизнь созданию государственности и укреплению нашей Родины. Казахстан и Лидер нации во многом тождественны. Так что Елбасы фактически и олицетворяет собой казахстанскую дипломатию. Именно поэтому казахстанская внешнеполитическая модель всеми признается как «модель Назарбаева».
Внешняя политика по «модели Назарбаева» позволила Казахстану избежать или благополучно преодолеть многие проблемы в системе международных отношений. И многие зарубежные дипломаты отмечают мудрость решения Главы государства Касым-Жомарта Токаева продолжить проверенный и успешный внешнеполитический курс страны.
При этом нельзя забывать и того, что сам Президент Касым-Жомарт Токаев, многие годы занимавший пост министра иностранных дел Казахстана, внес колоссальный вклад в формирование и развитие внешнеполитического курса страны.
К тому же наш Президент является одним из наиболее опытных и авторитетных международных деятелей не только Центрально-Азиатского региона, но и всего постсоветского пространства. Он лично принимал активное участие в разрешении важнейших глобальных проблем на самом высоком уровне на позиции заместителя Генерального секретаря ООН, главы европейского отделения ООН в Женеве.
Весь мир помнит, что Казахстан первым в истории отказался от ядерного оружия, закрыл Семипалатинский ядерный полигон и постоянно призывает государства отказаться от ядерного оружия. Именно такие успехи республики связаны с дипломатией по «модели Назарбаева» и вызывают уважение и благодарность во многих странах.
Вместе с тем мир не стоит на месте. Меняется соотношение сил на мировой арене, развитие науки и техники приводит к фундаментальным изменениям в экономике, обществе, возникают новые противоречия в региональных отношениях.
На наших глазах происходит перераспределение глобального баланса сил, появление новых центров экономической мощи и связанного с этим политического влияния. Все это ставит перед дипломатами абсолютно всех стран мира задачи оперативной адаптации, постоянного совершенствования и корректировки поставленных целей.
В таких условиях сегодня особенно востребованы последовательная и стратегически выверенная система международного диалога и в особенности политики-дипломаты масштаба Нурсултана Назарбаева и Касым-Жомарта Токаева.
– А чем конкретно обусловлены изменения, о которых Вы говорите? Что, по-Вашему, является основным содержанием нынешнего этапа развития международных отношений?
– Хороший вопрос. Сегодня не только дипломатия, но и весь мир вступает в следующий этап своего развития. Мы наблюдаем переход к новой архитектуре мирового политического порядка, что представляет особый интерес для дипломатов с прикладной точки зрения.
Это можно обусловить следующими факторами и тенденциями.
Во-первых, пандемией коронавируса и всеми сопутствующими последствиями. Мир медленно, но постепенно адаптируется к новой реальности.
Даже сегодня пока рано оценивать экономические, политические и социальные последствия от распространения эпидемии. Все сходятся лишь в одном – наша жизнь в посткоронавирусную эпоху не будет прежней. При этом дипломатия, по всей видимости, станет одной из сфер, наиболее остро ощутивших на себе влияние COVID-19.
Во-вторых, обострение конкуренции между мировыми державами. Это характеризуется ростом новых и не всегда позитивных трендов.
В последнее время в европейских ученых кругах становится популярной теория о предстоящем масштабном процессе декаплинга и необходимости присоединения к той или иной платформе развития. Это будет иметь место в сферах экономики, цифровизации, торговли, военного сотрудничества и, конечно же, дипломатии. Все это также неизбежно окажет влияние на общемировое развитие в долгосрочной перспективе.
В‑третьих, как уже неоднократно отмечалось ведущими авторитетами в сфере международных отношений, мировой центр экономического и политического развития постепенно перемещается в Азию. Данный фактор, вполне вероятно, останется основополагающим драйвером изменений в долгосрочной перспективе.
– Вы затронули наиболее актуальную сегодня тему пандемии. Каково будет ее влияние на международную систему дипломатии и взаимоотношения между государствами? Как это будет выглядеть на практике?
– С прикладной точки зрения наиболее заметное влияние проявляется на переговорном процессе. Крупные дипломатические мероприятия, такие как саммиты, конференции и даже встречи глав государств, теперь проводятся в режиме онлайн. Речь идет даже о таких важных встречах, как переговоры лидеров стран G7 или заседания ОПЕК.
С одной стороны, новые условия позволяют экономить значительные ресурсы. В первую очередь речь идет о расходах на организацию мероприятий, перелеты, обеспечение участия и так далее, а также о временных ресурсах, так как встречи и переговоры в онлайн-формате редко длятся более нескольких часов.
С другой стороны, организация онлайн-переговоров на высоком уровне требует больших технологических ресурсов, которые необходимы для обеспечения стабильной связи и конфиденциальности. В результате каждое подобное мероприятие оборачивается серьезным вызовом.
К тому же никакая экономия не компенсирует преимуществ личных переговоров в формате тет-а-тет. Дипломатия – это сложный, многоуровневый процесс, требующий особого индивидуального подхода к каждому нюансу, чего, безусловно, сложно достичь онлайн.
Однако в любой ситуации есть свои плюсы. Как ранее отмечал Глава государства, дипломатия должна извлечь уроки из пандемии. Эта вынужденная пауза и временная невозможность проведения переговоров или посещения офлайн-мероприятий открывает новые возможности.
К примеру, дополнительное свободное время мы активно используем для повышения квалификации. К тому же сложившаяся ситуация требует переосмысления, анализа и оценки, а также прогнозирования всех возможных сценариев ее дальнейшего развития.
Думаю, все это в итоге позволит повысить профессиональный уровень отечественных дипломатов, что однозначно поспособствует ускоренному развитию и укреплению Казахстана.
Также необходимо отметить, что в новых реалиях особо важное место занимает как раз культурная дипломатия, которая является главной причиной нашей беседы. Преимущество культурной дипломатии в том, что она не всегда требует личного контакта, больших затрат или неимоверных усилий.
Так, открытие скверов или памятников в Бухаресте даст возможность нашим восточноевропейским друзьям соприкоснуться с казахской культурой, историей. Это особенно важно в период пандемии, когда люди временно лишились возможности свободно путешествовать.
Позже, когда мир успешно преодолеет испытание коронавирусом, уверен, многие румынские граждане захотят поближе познакомиться с Казахстаном, нашими обычаями. Это, в свою очередь, будет способствовать развитию туризма, бизнеса и росту экономики в целом.
– Конечно, с учетом распространения пандемии и обострения отношений между отдельными странами, важность культурной дипломатии сегодня сложно переоценить. Насколько сильно она способствует развитию экономического и политического диалога? И какие еще культурные мероприятия намечены Посольством Казахстана в Румынии в ближайшем будущем?
– Само понятие «культурной дипломатии» включает в себя множество аспектов, в том числе обмен мнениями, информацией, опытом и знаниями, и направлена она на укрепление взаимопонимания между государствами.
Во многих странах в последние годы набирает популярность сектор так называемой креативной экономики, или экономики знаний. Она подразумевает развитие человеческого капитала и современных технологий, постоянную генерацию новых знаний. Все это потом находит отражение и практическую реализацию как раз в культурной дипломатии.
Здесь у Казахстана есть существенное преимущество перед многими странами, и нам необходимо пользоваться этим. Уникальность казахской культуры в том, что она находит своих поклонников и вызывает интерес как на Востоке, так и на Западе.
Основываясь на опыте работы в Иране, Венгрии и Сербии, а также на результатах постоянных встреч и переговоров с учеными и дипломатами из других стран мира, можно с уверенностью утверждать, что история Казахстана, наша кочевая культура могут быть привлекательны для всех.
К примеру, ознакомив наших румынских коллег с творчеством Абая Кунанбаева, мы пришли к совместному решению открыть памятник великому казахскому поэту в столице страны Бухаресте в сентябре текущего года. Ранее мы также открыли памятник Абаю в Венгрии и памятник Джамбулу в Сербии.
Особый фурор у европейской публики вызвало организованное нашим посольством турне артистов театров «Астана Опера» и «Астана Балет», которое обсуждалось в местных СМИ и среди ценителей культуры на протяжении многих месяцев после его завершения.
Незабываемое впечатление каждый раз оставляли казахстанские артисты, такие как Димаш Кудайбергенов и многие другие. Подобных успешных мероприятий было много – невозможно перечислить все. Но главное, что везде местные власти и граждане с особым теплом и благодарностью принимали частицу казахской культуры.
Ануар Калмыков