Столичный акимат пообещал решить проблемы дольщиков-многоквартирников, построив им отдельный дом. Однако сами многоквартирники подозревают, что их обманут в очередной раз — под предлогом помощи чиновники вновь возведут жилье “для своих”.
Автор: Лидия ШМИДТ
Поводом для сомнений стало то, что для строительства создали ЖСК, руководитель которого и дольщицей-то не является. Как такое могло произойти за спинами реальных пострадавших, им выяснить не удалось. Активисток не пустили в здание акимата.
ЖСК “свой” и “чужой”
Напомним, проблема обозначилась в столице два года назад, с принятием знаменитого “первоапрельского” постановления правительства, согласно которому каждый дольщик (вне зависимости от количества квартир, в строительство которых он вложил деньги) имеет право только на одну из них. Высвобожденное таких образом жилье, вопреки желанию его собственников, городской акимат распределил “бесквартирным” гражданам, дома которых достройке за счет государства не подлежали.
Ситуация дошла до абсурда. Так, например, выяснилось, что квартировладельцы, взявшие ипотечный кредит, даже лишившись жилья, обязаны выполнять свои обязательства перед банком. То есть, по сути, расплачиваться за покупку апартаментов, в которых обосновались чужие люди.
Ряд жилищных комплексов частично были заселены еще прежним застройщиком — государство завершало только недостроенные корпуса. Но так как жилой комплекс считается единым целым, получилось, что якобы весь он возводился за госсчет. В итоге люди, прожившие в своих “долевых” квартирах несколько лет, с удивлением узнали, что их недвижимость уже кому-то распределена.
Естественно, собственники возмутились такому обращению и направили жалобы во все инстанции, во все властные структуры. Тогда чиновники объявили многоквартирников спекулянтами и мошенниками, стремящимися нажиться за счет государства. Лишь после долгих усилий (на это ушло два года) они все-таки увидели проблему. Во многом это стало заслугой участников общественной кампании “За достойное жилье!”
— 21 сентября 2012 года государственная комиссия признала, что есть проблема дольщиков, которые приобрели две и более квартиры, — говорит активная участница кампании Максат Садыкова. — Комиссия пошла нам навстречу. Акимат обязался построить новый дом для дольщиков, которые остались без вторых квартир.
Самих дольщиков попросили создать жилищно-строительный кооператив, что они и сделали. Созвали собрание и избрали правление. А потом узнали, что еще 18-го декабря при содействии акимата Астаны был создан ЖСК, который возглавила руководитель ОО “Право на жилье” Галия Болегенова, которая, собственно дольщицей-многоквартирницей даже не является. Сейчас она заключает договоры с пострадавшими. За вступление в новое ЖСК, по слухам, с каждого требуют по 10 тысяч тенге, еще 5 тысяч составляет ежемесячный взнос. “Нас в очередной раз обманули”, — констатирует Садыкова.
В итоге оказалось, что на руководство строительством дома для многоквартирников претендуют два жилищно-строительных кооператива. И участники кампании “За достойное жилье!” опасаются, что “свой” глава ЖСК будет распределять квартиры “своим же” жильцам. А “чужаки” не получат ничего.
Кого манит чужая доля?
У участников кампании “За достойное жилье!” есть причины не доверять г‑же Болегеновой. В 2008 году она возглавляла столичный филиал общественного движения “Оставим народу жилье”. В 2010-ом вдруг оказалась руководителем свежесозданного ОО “Право на жилье”, деятельностью которого стала защита жилищных прав граждан. И первое что сделала — раскритиковала тактику своих “товарищей по несчастью”.
Участники кампании в то время держали голодовку. Болегенова назвала их методы неэффективными и незаконными. Совсем как рассуждающие про акцию чиновники. “Она вообще не дольщица! — возмущаются многоквартирники. — Почему надо было без учета нашего мнения заключать договоры?”
Чтобы выяснить ответ на этот вопрос, инициативная группа дольщиков-многоквартирников пришла в акимат и потребовала встречи с заместителем акима Сергеем Хорошуном. На входе визитеров (в основном женщин) встретили полицейские, которые не пустили их дальше фойе. Дамы подняли крик.
— Хо-ро-шу-на! — скандировали они. — Отдайте наши квартиры! Нам больше ничего от вас не надо. 17 миллиардов на достройку уже разбазарили, теперь разбазарят и деньги, выделенные нам на помощь!
Дольщики-многоквартирники уверены, что ЖСК-конкурент создан акиматом, чтобы блюсти интересы администрации города, а не участников-кооператоров.
- Мы требуем, чтобы утвердили наш ЖСК, зарегистрированный юридически,— говорит активистка-дольщица Дарига Жунусбекова. — Мы проводили собрание дольщиков, есть протокол, с подписями. Голосовали, кто будет руководить: все прозрачно. А у них — все закрытое. Что захотели акимат и ТОО “Жана Курылыс”, то и решили. Болегенова вообще не дольщица! Она не имеет никакого отношения к нам. Сначала нас называли мошенниками, затем нашлись деньги нам на помощь. Но теперь они обратно свою игру ведут. Мы опасаемся, что эти деньги до нас, на решение наших потребностей, просто не дойдут. Как не дошли деньги, выделенные на достройку наших квартир.
Кто выбрал в председатели Галию Болегенову, так и осталось неясным. Впрочем, это не единственное неизвестное в данном уравнении. Туманно и то, как и кому будут распределяться квартиры (и не останутся ли при этом активисты кампании “За достойное жилье!” за бортом), какой квадратуры будет жилье, и еще множество животрепещущих для дольщиков вопросов. Отвечать на них городские власти не торопятся.
Вы пишите, вам зачтется
С большим трудом после долгих дискуссий с охраной в акимат смогли пройти три дольщицы-активистки. Им удалось переговорить со специалистами из юридического отдела. Чиновники попросили гражданок обратиться в администрацию города с письменным запросом и заодно “обрадовали”, что с “проакиматовским” ЖСК застройщик уже заключил договор строительства.
— Нас опять обманули, — заявили по итогам встречи “делегаты” Дейла Дулетбакова и Максат Садыкова. — Как вообще может наши интересы представлять человек, который сам не дольщик. Ей все равно получу я квартиру или нет. Ей все равно, какую жилплощадь я получу. В каком виде? Как будет выглядеть мой дом? А если председателем станет дольщик, имеющий несколько квартир, естественно он будет заинтересован в строительстве нормального дома и ввода его в эксплуатацию.
Свои требования многоквартирники решили изложить в письменном виде. В этом списке: расторжение договора с руководством ОО “Право на жилье” и заключение его с законно избранным ЖСК. “Галия Болегенова, не относящаяся к числу дольщиков, не может представлять наши интересы, согласно законодательству РК и закону “О кооперации”, — отмечают они.
В том же перечне требование не выселять тех дольщиков, чьи квартиры уже достроены, а поселить в новом доме “распределенных”.
- Если мы из квартир выйдем — все, можем попрощаться со своим квадратами, — пессимистично заявляют многоквартирники. — Мы сумели поднять проблему, но нас же теперь могут и оставить без законного жилья. Нас уже не раз обманули и хотят обманывать дальше.
На днях дольщики-многоквартирники собираются встретиться с представителями акимата, ТОО “Жана курылыс”, Генеральной прокуратуры и еще ряда ведомств. Несмотря на многократную чиновничью ложь, люди еще надеются на возможность нормального диалога с властью.