С одной стороны, Нацбанк заявляет о том, что не собирается переходить на единый курс до тех пор, пока не обеспечит наращивание золотовалютных резервов за счет средств, не обремененных обязательствами, не менее чем на $2,
«В сложившихся экономических условиях отмена установленных ограничений по курсообразованию, быстрый выход на единый курс и обеспечение свободной конвертации белорусского рубля по текущим операциям связаны с высокими экономическими и социальными издержками, что может потребовать реализации еще более жесткой
Похожее письмо в адрес совета и
Тем сильнее удивило заявление
Каким образом правительство собирается осуществлять выход на единый курс, Мясникович не рассказал, но подчеркнул, что «сейчас правительство и Нацбанк прорабатывают меры, которые будут введены на розничном и биржевых рынках с целью полного контроля над валютными потоками».
Перспектива тотального контроля на валютном рынке поставила в тупик белорусских аналитиков. Дело в том, что в свободной продаже иностранных денег вот уже несколько месяцев нет и не предвидится. Население активно меняет валюту между собой, считая курс Нацбанка «неприличным», так что банкам приходится закрывать обменники ввиду их нерентабельности. На бирже валюта продается только на приобретение критического импорта и строго по очереди, остальные же предприятия вынуждены искать доллары на черном рынке по курсу в 1,5 раза выше официального курса Нацбанка. Так что логичнее было бы говорить об ужесточении контроля над теневыми валютными операциями, но никак не над легальными — там и так полный контроль.
В то же время абсолютно непонятно, что имеет в виду белорусский премьер и другие чиновники, говоря о выходе на «единый курс». Официальный курс в Беларуси и так единый — примерно 5 тысяч рублей за $1, отклонения в ту или иную сторону допустимы лишь на уровне 2%. Другое дело, что купить доллары по такому курсу могут лишь избранные, остальные вынуждены искать предложения на черном рынке, но это уже вопрос насыщения рынка валютой и борьбы с нелегалами, а не официального курса.
Пока эксперты гадают, что задумали в белорусском правительстве — новую девальвацию, отмену ограничений для банков по курсообразованию или даже денежные интервенции, — Нацбанк продолжает расширять сферу использования инвалюты во внутренних расчетах. Руководство Нацбанка 26 июля специальным письмом разрешило коммерческим банкам расчеты в инвалюте по лизингу между резидентами на срок до 1 января 2013 года.
Это уже не первый шаг к долларизации внутренних расчетов. Так, с июня Нацбанк разрешил автосалонам продавать физическим лицам новые автомобили за иностранную валюту. До этого использовать инвалюту во внутренних расчетах стали в розничной торговле нефтепродуктами и сжиженным газом, туристической деятельности, при оказании услуг физическим лицам — нерезидентам в гостиницах, санаториях, турбазах, профилакториях, а также при оказании иностранцам медицинских и образовательных услуг.
Одновременно власти пытаются удержать в казне валюту, получаемую от экспорта продукции. 25 июля Александр Лукашенко президентским указом отменил льготы по обязательной продаже части валютной выручки. Ранее ряд структурных белорусских предприятий, включая НПЗ, пользовались привилегиями, в рамках которых могли не продавать обязательные 30% общего объема валютной выручки на белорусской
Меры по сохранению валюты коснулись и обменников. С 26 июля Нацбанк разрешил пяти банкам страны осуществлять только покупку (без продажи) наличной инвалюты за наличные белорусские рубли на территории учреждений отдыха с целью ее последующей продажи на социальные цели. Это значит, что на турбазах, в санаториях, а вероятно, и в гостиницах занимать очередь за валютой потеряет смысл: обменники будут работать в одну сторону.
«Иностранная валюта, купленная в соответствии с указанными разрешениями, должна направляться банками на продажу физическими лицам для осуществления ими социально значимых расходов за границей (лечение, оплата обучения и проживания студентов, выезд за пределы Республики Беларусь в связи с болезнью или смертью родственников и др.)», — говорится в письме Нацбанка.
Чтобы доказать свое право на покупку
Read more here:
Минск ввел «талоны» для валюты