Итак, свершилось: после восьми лет планирования, протестов природозащитников, споров с представителями балтийских государств, монтажных работ, перемежаемых судебными исками, затрат, достигших 7,6 млрд евро, можно констатировать: крупнейший в мире морской газопровод «Северный поток» вступил в действие.
Политика под газовым давлением
Впервые газопровод напрямую связал Россию с Германией, и оказалось, что прежде газа по пресловутой «трубе» в Европу успели хлынуть многочисленные политические проблемы. Прежде всего — с традиционными
Первая ветка «Северного потока» рассчитана на транспортировку 27,5 млрд кубометров российского газа — это соответствует примерно четверти годовой потребности Германии. Вторая ветка с примерно такими же показателями должна вступить в строй в будущем году.
Впрочем, потреблять этот газ будет не только ФРГ, но и Франция, и Нидерланды, и еще ряд европейских стран — в целом, газ из «Северного потока» должен достичь примерно 26 млн так называемых «конечных потребителей» по всей Центральной Европе.
Однако Германия стоит особняком, так как именно она приняла на себя роль крупнейшего европейского транзитера для «Газпрома» — роль, которую до сих пор играли другие.
Так что неудивительно, что именно канцлер Германии Ангела Меркель стала своеобразной «звездой» состоявшегося в Любмине торжественного мероприятия — не только по праву хозяйки, но и по праву представительницы страны, в одночасье превратившейся в европейского распределителя российского газа.
Сияя улыбкой (что случается с ней весьма нечасто), Меркель вместе с Дмитрием Медведевым, а также французским премьером Франсуа Фийоном и его голландским коллегой Марком Рютте открутила газовый вентиль «Северного потока», после чего объявила о том, что этот проект является примером плодотворного сотрудничества России и Евросоюза. По ее словам, он продемонстрировал, что энергетики с обеих сторон в состоянии вместе реализовать сложнейшие проекты.
«Эти 1224 километра труб, уложенных на дно Балтики, станут серьезнейшим вкладом в надежное энергообеспечение Европы, — подчеркнула госпожа канцлер, — «Северный поток» выгоден как
Что ж, учитывая состав акционеров этого концерна, можно сказать, что она совершенно права. Большинством акций владеет «Газпром», так что основной доход от эксплуатации нового газопровода будет, естественно, получать российская сторона. Но и европейские компании не остались в стороне: в консорциуме участвуют немецкие E.
Российский президент в свою очередь тоже не поскупился на похвалы и славословия, при этом недвусмысленно намекнув, что упомянутая Ангелой Меркель выгода для России должна как можно скорее быть расширена, причем не только в экономическом, но и в политическом измерении. Он напомнил, что российские интересы распространяются не только на доставку в Европу возможно большего количества газа, но и на возможность получить доступ к ее распределительным сетям. Медведев выразил надежду, что этот процесс больше не будет обременяться «ненужными препятствиями». Заодно он высказал «в пространство» свежую мысль о том, что неплохо бы было России и ЕС ввести безвизовый режим, раз уж так получилось, что европейцы отныне столь плотно «подсели» на российский газ.
В данный момент «Газпром» рассматривает возможность создания совместного предприятия с немецким энергетическим концерном RWE, которое должно заняться эксплуатацией электростанций в Германии, Великобритании и странах Бенилюкса.
Дальше деклараций о намерениях дело, однако, не заходит, так как европейские власти все же рассматривают российского газового монополиста, скорее, как угрозу европейскому рынку. Они говорят не только об излишней зависимости от единственного поставщика, но и о том, что Россия, заполучив столь серьезное влияние в этом стратегическом сегменте рынка, может использовать его в качестве рычага для достижения политических целей.
Газа больше — цены выше?
Российские журналисты уже подметили, что пуск «Северного потока» не стал событием номер один ни в Германии, ни в других странах Европы, что неудивительно. Тиражи газетам делают обычные люди, а для них, тех самых конечных потребителей российского газа, ввод в эксплуатацию «Северного потока» ничего не меняет — цены на голубое топливо не будут снижены ни на полцента. Концерны вроде RWE и E.ON заключили с Россией контракты на поставку газа, рассчитанные частично более чем на 30 лет и привязанные к цене на нефть.
Член правления «Рургаза»
Иными словами, немецкие предприниматели стараются снизить конечную цену на российский газ. В противном случае как E.ON, так и RWE оказываются в весьма неудобной ситуации: в то время как они все еще платят «Газпрому» высокие оптовые цены за газ, их собственные покупатели требуют снижения розничных цен
Впрочем, пока это лишь теория, так как немецкие энергоконцерны
Специалисты утверждают, что в данный момент ситуация на европейском газовом рынке такова, что потребителям не стоит ожидать снижения цен. Более того — согласно выкладкам, скажем, консалтинговой фирмы A.T.Kearney, цена на газ ощутимо повысится — до 2014 года «голубой огонек» будет стоить на 40% дороже. Правда, потом, в 2015, эта же компания прогнозирует резкое снижение цены на газ — до 60% «вниз».
Это связано не только с привязкой к цене на нефть, но и с двумя важнейшими факторами ценообразования: сокращение промышленного потребления природного газа в Европе (европейские предприятия в массовом порядке разворачивают применение энергосберегающих и альтернативных технологий) и добыча так называемого «сланцевого газа». Его запасы ранее считались бесполезными
Примечательно, что в этом случае в «газовых гигантов» в одночасье могут превратиться страны, чьим уделом до сих пор была незавидная участь стопроцентных потребителей российского газа — Украина и Польша. Именно в этих странах расположены крупнейшие в Европе запасы сланцевого газа, которого Евросоюзу может хватить на сотни лет.
Таким образом, считают эксперты, в 2015 году европейский рынок окажется перенасыщенным газом, что, конечно же, скажется на работе «Северного потока». Он может оказаться недостаточно загруженным. Если этот сценарий воплотится в жизнь, то этот газопровод перестанет поставлять в Европу дополнительный газ. Но до этого момента, как говорится, нужно еще дотянуть.
View the original here:
Меркель, Медведев и «голубой огонек»