Любопытно, что все, с кем пришлось говорить на тему «Хоргоса», считают, что происходящее не имеет никакого отношения к борьбе с коррупцией, а является результатом борьбы кланов за контроль над доходным промыслом. Мы же уверены, что независимо от того, чем закончится это дело, контрабанда через казахстанско-китайскую границу будет всегда. И не только из-за множества ОПГ, которым покровительствуют высокопоставленные деятели из Астаны. Просто такова наша экономика. Мы же практически ничего не производим сами, соответственно, покупаем и носим импортное, в первую очередь китайское и российское. В результате чего на территории Казахстана сталкиваются два мощных товарных потока — из КНР и России.
Но в отличие от Астаны Кремль прекрасно понимает необходимость реальной, а не на словах поддержки отечественного производителя и многое пытается сделать. Например, очистить свою территорию от импортной продукции, чтобы дать шанс отечественным производителям. В этом смысле закрытие Черкизовского рынка, запрет иностранным гражданам торговать на базарах, создание единого таможенного пространства — элементы политики Кремля по зачистке экономического пространства от конкурирующих с российскими импортных товаров.
Проблема россиян заключается в том, что в целом их продукция все же уступает китайской. При сопоставимом качестве товары из КНР дешевле даже с учетом расходов на транспортировку и пересечение таможенных границ. И это не случайность. Политическое руководство Китая специально нацеливает отечественный бизнес на экспорт. В результате за последние двадцать лет сформировалась устойчивая экономическая модель кооперации, когда Китай, завозя из государств СНГ сырье и полуфабрикаты, превратился в мастерскую, которая все это перерабатывает в товары народного потребления и продукцию промышленного назначения и… продает нам обратно.
Именно эту экономическую модель пытаются сломать в Кремле, причем всеми доступными методами: как стратегическими (вроде создания единого таможенного, а затем и экономического пространства), так и тактическими (вроде ликвидации «Черкизона» и борьбы с контрабандой через казахстанско-китайскую границу). «Черный» и «серый» импорт из Китая для России — как нож к горлу. Но проблема в том, что у Москвы все равно ничего не получится. Почему? Об этом читайте в обзоре.
Источник: Газета “Голос Республики” №20 (196) от 03 июня 2011 года
Read More:
Мафия бессмертна