Досрочные парламентские выборы в Казахстане, похоже, будут, причем Акорда, выскажем такое смелое предположение, попытается провести их в ином, более свободном, т.н. условно-демократическом формате. А иначе чем объяснить, что уже второй политолог от власти с пеной у рта опровергает возможность досрочного роспуска парламента?
Автор: Мухамеджан АДИЛОВ
Первым, напомним, развеять слухи про выборы попробовал Ерлан Карин в интервью газете “Время”, а чуть позже на “Законе” с тем же самым месседжем появился Санжар Бокаев. Между прочим, и первый и второй занимаются политологией в свободное от работы время. К примеру, г‑нКарин работает секретарем НДП “Нур Отан” по стратегическому развитию, тогда как господин Бокаев является начальником управления по вопросам молодежной политики акимата города Алматы.
То есть, с одной стороны, это люди, которые хоть и при власти, но отнюдь не того уровня, который позволяет им быть в курсе стратегических замыслов Акорды. Спрашивается, откуда тогда они черпают свою твердую уверенность в том, что досрочных парламентских выборов осенью не будет? Со звездами пообщались или им что-то приснилось?
С другой стороны, какой вообще им смысл опровергать то, что, по их словам, является досужими слухами? Чтобы напомнить согражданам о своем существовании? Возможно, конечно, но мы сомневаемся. Хотя бы потому, что любой их аргумент в пользу того, что выборов не будет, легко опровергнуть опытом прошлых лет.
В общем, мы покопались в наших подозрениях, вспомнили ключевые события последнего времени, прикинули расстановку в Акорде политических фигур, посчитали баланс сил и… картинка сложилась. Не скажем, что у нас при сложении два плюс два получилось четыре, но результат сомнений вполне укладывается в политическую погрешность.
Неудобные вопросы
Но начнем издалека. Если кто помнит, то взлет “отца народов” Иосифа Виссарионовича Сталина начался с того, что он занял пост Генерального секретаря ЦК ВКП (б) и получил в свои руки контроль над организационной и кадровой работой в партии и государстве.
Именно это, то есть возможность подбирать, расставлять и контролировать руководящие кадры, и стало главным ресурсом Сталина. И притом, что он уступал в известности, популярности, знаниях, личном авторитете минимум десятку других тогдашних политических лидеров, позволило ему в итоге стать победителем над ними.
Ну а кто в нашей стране сегодня “генеральный секретарь”? Ну, конечно, Карим Кажимканович Масимов, руководитель администрации президента РК. Вот теперь давайте считать.
Масимов — человек, не просто близкий к Нурсултану Абишевичу, а особо доверенный. Почему мы так говорим? Во-первых, с 2000 года он неизменно во власти, за это время поработал министром, вице-премьером, помощником президента, пять лет возглавлял правительство, после чего стал руководителем АП. Во-вторых, если не считать дежурных предупреждений елбасы, он ни разу не выразил публично недовольство г‑ном Масимовым. В‑третьих, линия его карьеры всегда была или восходящей, или вбок — и никогда вниз.
Теперь вспомним события последнего времени. Кто пять лет возглавлял правительство и имел соответствующие возможности изучить, подобрать, расставить свои кадры в аппарате министерств и ведомств, национальных и государственных холдингов и компаний?
Кто возглавлял Высшую аттестационную комиссию по проведению внеочередной аттестации сотрудников правоохранительных органов? То есть изучал, проверял и отбирал руководящих работников МВД, КНБ, АБЭКП и Генеральной прокуратуры РК и благодаря этому мог найти среди них побольше клевретов?
Кто возглавляет Национальную комиссию по кадровой политике при президенте РК? И непосредственно руководит работой по проверке и отбору госслужащих, политических и корпуса “А”? А затем в качества главы администрации президента предлагает елбасы кадровые решения?
Кто является одним из самых богатых людей в стране, контролирующим через своих людей не только крупнейший банк страны, но и самый мощный негосударственный медиахолдинг? При этом редко попадающим в скандалы и не дающим поводов для обсуждения его частной жизни?
Кто начал свой трудовой путь курсантом института КГБ СССР, являясь, таким образом, коллегой президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, человека, который сегодня создает Евразийский экономический союз и настаивает на ускоренном формировании наднациональных органов управления?
Ничто не вечно под Луной
Да, все оно так, скажут нам. Но пока есть Нурсултан Абишевич, Карим Кажимканович будет всегда на вторых ролях в стране. А если вдруг планида не так развернется, может вообще повторить политическую судьбу того же Аслана Мусина. Если кто помнит, то еще недавно этот господин был настолько велик, могуч и опасен в Казахстане, что иногда даже заслонял наше “Солнце”.
Что на это можно сказать? Ничто не вечно под Луной. Поэтому давайте расширим наши подозрения. Смотрите, что получается.
Сначала Карим Масимов перетряс все кадры в правоохранительных органах. Теперь сделал то же самое с политическими госслужащими и госслужащими корпуса “А”. Скоро под контролем администрации президента РК, то есть того же Карима Кажимкановича, состоятся выборы акимов сельских округов, сел, городов районного подчинения.
Фактически за два года будет проведена ревизия, зачистка и обновление руководящего состава всего госаппарата снизу доверху. Спрашивается, все это делается просто так, от нечего делать?
И с чего кто-то решил, что господин Масимов упустит из виду депутатов мажилиса и сената, которые при всей своей индивидуальной политической немощи как палаты парламента завтра могут доставить ему большие проблемы?
Так что досрочный роспуск парламента, скажем, по инициативе НДП “Нур Отан”, чтобы еще больше продвинуть страну на пути к демократии или помочь елбасы провести кардинальные политические реформы, лежит в духе политики, проводимой Акордой в последние годы! А вот отказ от досрочных парламентских выборов противоречит ей — с чего это мажилисмены и сенаторы решили, что они неприкосновенны?
По следам слухов
Уж не знаем, убедили ли мы читателей в том, что Нурсултан Абишевич и Карим Кажимканович уже который год общими усилиями варят какую-то “внутриполитическую кашу”, которой нам с вами придется питаться следующие два десятка лет. Но согласитесь, тут есть о чем задуматься.
Мы же в завершение этого политпрогноза перескажем кое-какие слухи из Астаны, которые, будучи рассмотрены в новом ракурсе, выглядят сегодня совершенно по-иному.
Во-первых, якобы Акорда планирует кардинальную политическую реформу, в том числе переход от суперпрезидентской республики к президентско-парламентской.
Во-вторых, говорят, что в правящей элите идут бурные процессы деления, при этом расходятся люди, которые с давних пор считались верными союзниками.
В‑третьих, Карим Масимов якобы хочет свалить Серика Ахметова с поста премьер-министра и сам вернуться в это кресло.
Оторвемся на несколько минут от земли и позволим себе пофантазировать. А что если Нурсултан Абишевич, чувствуя политическую и человеческую ответственность за Казахстан и казахстанский народ, позволил убедить себя в том, что нужно провести реформы демократического характера?
Или, наоборот, сам елбасы, понимая, что при сохранении нынешней политической системы и государственного устройства близкие и дорогие ему люди после его ухода окажутся беззащитными и подвергнутся таким же преследованиям, как и его нынешние политические враги, решил поменять заранее правила игры?
В этом случае вполне реально, что через пару месяцев Нурсултан Абишевич вдруг услышит глас народа и рекомендации своих коллег из демократических государств и объявит о новой эре или хотя бы новом этапе в развитии Казахстана — демократизации. И тогда он останется “лидером нации”, уступив кресло следующему президенту.
Но этот президент не будет обладать полномочиями и безответственностью своего предшественника, поскольку его права и обязанности будут сильно скорректированы в пользу парламента и премьер-министра. И тогда будет решена главная проблема нынешнего политического и государственного устройства — когда в принципе невозможно появление преемника при живом елбасы.
Если наши подозрения верны, то тогда, действительно, Кариму Кажимкановичу есть смысл вернуться в кресло премьер-министра — это более перспективно, чем быть главой канцелярии главы государства, который будет царствовать, но не править.
Не верите? Тогда вспомните, кто сегодня президент Германии? Не помните? Зато канцлера Ангелу Меркель наверняка знаете.
Чем этот вариант устроит Нурсултана Абишевича? Тем, что у него будет преемник, который будет недостаточно силен, чтобы ревизовать и пересмотреть итоги его политической и государственной деятельности, и который не будет опасен его родным и близким.
Чем этот вариант устраивает Карима Кажимкановича? Тем, что он получит то, чего хочет, не входя в противоречия и не вызывая подозрения у человека, который может спустить его на землю, а то и ниже одним мановением руки.
Чем этот вариант устроит правящую казахстанскую элиту? Тем, что не будет человека, который сможет просто так взять и отвести каждого из власть имущих в суд, а затем отмерить ему приговор. В любом случае при отсутствии общепринятых и общесоблюдаемых правил внутриполитической игры снижение ставок — это дело благое.
Вопрос “на засыпку” — устроит ли такой вариант население страны…
Источник: Assandi-Times №21 (332) от 28 июня 2013 года