Судя по отрывочной информации из Акорды, там разворачивается «война» не на жизнь, а на смерть между группой технократов во главе с руководителем администрации президента Каримом Масимовым и госсекретарем Маратом Тажиным и родственниками елбасы, которых поддерживают так называемые фундаменталисты. Не религиозные, а политические – сторонники жесткого курса, заставляющего вспомнить о сталинских временах.
Автор: Мухамеджан АДИЛОВ
Очередная вспышка военных действий как раз случилась на днях. Мы имеем в виду открытое письмо на имя Нурсултана Назарбаева с требованием назначить своим преемником Имангали Тасмагамбетова, от которого публично открестились все заметные общественные деятели, чьи подписи под ним значились. Но то, что письмо оказалось фальшивкой, не означает, что про него можно забыть, — в нашей стране такие «документы» просто так не появляются, тем более когда елбасы за рубежом.
Версий случившегося может быть три.
Первая — сам аким Астаны или его верные сторонники решили напомнить главе государства и народу, что есть такой «продукт Назарбаева», верный ему до последнего вздоха. При этом тот факт, что подписанты от авторства потом отказались, ничего не значит — елбасы обязательно доложат о случившемся. И поскольку речь идет о пожилом человеке, который находится под постоянным давлением со стороны своего окружения, он может отреагировать на идею совершенно неожиданно.
Версия вторая — Имангали Тасмагамбетова решили «отстрелять». Это могли сделать и «технократы», и «родственники», и кто угодно другой по той простой причине, что Имангали Нургалиевич всегда держался в правящей элите особняком и пользуется заметной поддержкой со стороны казахской интеллигенции.
Можно с большой степенью вероятности предположить, что Назарбаев во время краткосрочного отпуска в Израиле не только лечится, но и обдумывает очередные перестановки в Акорде. И среди кандидатов, возможно, есть Тасмагамбетов.
Причем не обязателен вариант, что елбасы рассматривает его в качестве своего преемника или, скажем, спикера сената парламента. Достаточно возможности перевода акимом Алматы вместо Ахметжана Есимова, отношение к которому со стороны горожан после осенне-зимних проблем самое критическое. А назначать человека, которого публично называют преемником Назарбаева, в самый большой и оппозиционно настроенный город нельзя.
Версия третья — Имангали Тасмагамбетова решили подтолкнуть к какому-то решению, засветив его в прессе. Сделать это также могла любая группа. Лично мы, прочитав текст письма-фальшивки, склоняемся к тому, что руку к этой провокации приложили «технократы». Уж больно грамотно написано письмо, уж слишком сильно оно напоминает предыдущие коллективные обращения представителей казахскоязычной общественности и уж очень точно попало в цель.
Зря скинули Мусина со счетов
Нам трудно оценить реальную расстановку сил в Акорде сегодня.
Во-первых, потому что внутриэлитные процессы в нашей стране сильно напоминают взаимоотношения кошек в темной комнате, к тому же спрятавшихся под ковром. По звукам, которые оттуда раздаются, невозможно установить, чем они там занимаются — любовью, дракой или просто беседуют. И только когда за пределы ковра выкидывается очередной политический «труп», мы понимаем — этот не выжил.
Во-вторых, хотя уже очевидно, что Назарбаев — уходящая политическая фигура и практически уже ничего не решает в Акорде в принципиальных, главных вещах, в частных случаях он может по-прежнему казнить и миловать, назначать и увольнять. И его частное решение, например — кто будет возглавлять сенат и мажилис, может оказаться ключевым, поскольку в значительной степени предопределяет, кто возглавит государство после него и, соответственно, сможет использовать его как инструмент в клановой борьбе.
В‑третьих, решение о преемнике Назарбаева, которое не просто назрело, а перезрело, является фактором, который не просто нервирует казахстанскую элиту и провоцирует усиление межклановой борьбы. Оно превратилось в мину замедленного действия, на которой обязательно подорвется не только Акорда, но и вся казахстанская государственность. В результате на первый роли могут выдвинуться совсем не те, кто сегодня ходит в лидерах.
Например, мы как-то забыли о главе Счетного комитета РК Аслане Мусине. Сам он старается не «светиться». Даже когда некоторое время назад пресс-служба этой структуры регулярно выбрасывала материалы о результатах всевозможных проверок, там редко можно было встретить фамилию главы ведомства. Ну а теперь вообще появилось ощущение, что Счетный комитет РК перестал работать, поскольку информация оттуда исчезла из новостных лент.
Мы не считаем это случайностью. Тем более что теперь Совет безопасности РК возглавляет Кайрат Кожамжаров, в бытность свою председателем Агентства финансовой полиции действовавший как верный союзник и исполнитель политической воли тогдашнего всесильного руководителя администрации президента. А министром внутренних дел остается другой клеврет Мусина — Калмуханбет Касымов, связанный с ним не только политически, но и кровью жителей Жанаозена.
И, между прочим, МВД по-прежнему остается главной силовой структурой страны, которая по численности своих сотрудников сопоставима с Министерством обороны, КНБ, АБЭКП, СОП и Республиканской гвардией, вместе взятыми. А находящиеся в ее составе Внутренние войска являются главным силовым компонентом, который может использоваться Акордой для подавления беспорядков, восстановления «конституционного» порядка и борьбы с врагами государства.
Кадры решают все и везде
Если судить по формальным признакам, то пока «технократы» во главе с Каримом Масимовым и Маратом Тажиным на «коне». Достаточно вспомнить публичную вздрючку, которую устроил новый госсекретарь государственной медийно-пропагандистской махине за то, что она проиграла информационное противостояние малочисленным независимым СМИ, и его руководящую активность во внешнеполитических делах, которая по законодательству является исключительной прерогативой президента РК.
Подтверждается это наблюдение и событиями текущей недели. На днях был опубликован Указ президента РК от 7 марта 2013 года №520 «О Национальной комиссии по кадровой политике при Президенте Республики Казахстан и кадровых комиссиях областей, столицы, города республиканского значения».
Если отбросить в сторону словесную шелуху, то Акорда фактически превращает опробованный на аттестациях сотрудников силовых ведомств механизм из временного в постоянный. И, что важнее всего, этот механизм будет применяться к ключевой для нашей страны части государственного аппарат — корпусу «А».
И, кстати, человек, который возглавит Национальную комиссию по кадровой политике при президенте РК, получает возможность формировать ее по своему политическому вкусу и выбору. Напомню, что председателем вновь созданной Нацкомиссии по должности будет руководитель администрации президента, то есть Карим Масимов.
Понятно, что в составе Нацкомиссии не только он, но есть еще его заместитель по региональной политике, вице-премьер, курирующий вопросы административной реформы и государственной службы, заместители глав сената и мажилиса парламента, председатель Агентства по делам госслужбы, министр юстиции, руководитель канцелярии премьер-министра и советник президента — председатель Нацкомиссии по делам женщин и семейно-демографической политике.
Но что-то нам подсказывает, что с учетом нынешнего кадрового заполнения вышеперечисленных должностей Карим Масимов будет иметь заметный перевес над всеми своими оппонентами и конкурентами. Тем более что Кайрат Келимбетов, Алихан Байменов и Берик Имашев, кстати, бывшие в 2001 году среди учредителей «Демократического выбора Казахстана», по своей политической позиции и интересам ближе к «технократам», чем к «родственникам» елбасы.
Как известно, кадры решают все, тем более в нашей стране. И Национальная комиссия по кадровой политике при президенте получила достаточно серьезные полномочия, которые нынешний руководитель АП добавит к уже имеющимся у него по основной должности.
В их числе: «3) выработка и вынесение рекомендаций по формированию кадрового резерва административной государственной службы корпуса «А», «4) выработка и вынесение рекомендаций по вопросам прохождения и прекращения государственной службы административными государственными служащими …, в том числе по карьерному планированию, обучению, проведению ротации, привлечению к дисциплинарной ответственности, освобождению от занимаемых должностей»; «5) координация деятельности кадровых комиссий областей, столицы, города республиканского значения».
Так что в ближайшее время корпус «А», то есть людей, которые фактически составляют костяк госслужбы и руководят куда более многочисленным, но политически куда менее значимым корпусом «Б» и теми, кто работает на государство, но не является госслужащим, ждет «чистилище».
Позволим себе немного испортить настроение чиновникам перед праздником Наурыза, перечислив права новой Нацкомиссии, и в первую очередь ее главы.
Это: «1) рассмотрение личных дел кандидатов для зачисления в кадровый резерв административной государственной службы корпуса «А» и проведение собеседований с ними», «2) рассмотрение личных дел и иных материалов, касающихся деятельности административных государственных служащих корпуса «А», и проведение собеседований с ними», «4) заслушивание на заседаниях руководителей и представителей государственных органов, организаций, в том числе председателей кадровых комиссий областей, столицы, города республиканского значения, по вопросам, относящимся к компетенции Национальной комиссии».
Прощай, «СамКа»
Другой опубликованный на днях документ не имеет отношения к межклановой борьбе в казахстанской элите, но тем не менее заслуживает внимания читателей. Речь идет о постановлении правительства РК от 28 февраля 2013 года №194 «О проекте Указа Президента Республики Казахстан «О некоторых мерах по оптимизации системы управления институтами развития, финансовыми организациями и развития национальной экономики».
Мы не припомним случая, когда такие, можно сказать, «технические» постановления публиковались для всеобщего сведения. Между тем согласимся, что решение готовится не рядовое. Потому что если Нурсултан Назарбаев подпишет указ, то нынешнему ФНБ «Самрук-Казына» придет конец и он фактически будет поделен на госхолдинг по управлению инфраструктурными комплексами и крупными производственными проектами с участием государства и госхолдинг по управлению институтами развития. То есть распадется на две исходные структуры, из которых в преддверии мирового финансово-экономического кризиса и был слеплен Фонд национального благосостояния.
Нас в данном случае интересует, кто возглавит будущее акционерное общество «Национальный управляющий холдинг «Национальное агентство развития»? По той простой причине, что новое юрлицо получит не только право управлять «пакетами акций (долями участия) национальных институтов развития, национальных компаний и других юридических лиц», но и контролировать весь денежный поток, который через них проходит.
Это тем более важно, что в Акорде ходят упорные слухи о том, что Карим Масимов поссорился с Тимуром Кулибаевым, который, напомним, в свое время вместе с Булатом Утемуратовым сильно содействовали нынешнему всесильному руководителю администрации президента в его взлете в Акорду.
Так что не исключено, что именно нынешний средний зять президента, которого, кстати, недавно «отстрелял» его бывший родственник Рахат Алиев, намекнувший, что дети Гоги отнюдь не от Тимура Кулибаева, а он сам всего лишь прикрытие чужих шашней, возглавит новую структуру.
Вместо эпилога
И в завершение этого политобзора несколько экономико-статистических выкладок, объясняющих, почему казахстанская правящая элита так взбудоражена и обеспокоена, причем не только из-за состояния здоровья Назарбаева и неопределенности с его преемником.
В феврале 2013 года среднемесячная номинальная зарплата одного работника составила 98736 тенге. При этом ее прирост к уровню февралю 2012 года составил 6,9%, тогда как реальная зарплата, наоборот, снизилась. Не намного, на 0,1%, но снизилась.
Казахстанские акимы всех уровней провели более 8,5 тысячи отчетных встреч, в которых приняло участие более 1 миллиона человек, задавших свыше 24 тысяч вопросов. Получается, что в среднем в одной встрече участвовало в среднем 118 человек и они задали в среднем всего по 3 вопроса акимам. Если это правда, то власть у нас точно не народная, если не антинародная.
В январе 2013 года Казахстан экспортировал 5,16 миллиона тонн нефти и газового конденсата, что на 19,3% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. В денежном выражении экспорт нефти и конденсата составил $4,25 миллиарда, что на 20,6% меньше уровня января 2012 года.
Экспорт нефтепродуктов в январе 2013 года составил 310 тысяч тонн на сумму $181 миллион, что соответственно на 7,7 и 3,7% меньше, чем в январе 2012 года. Тогда как импорт нефтепродуктов составил 262 тысячи тонн на сумму $148 миллионов, что на 74,4 и 31,3% больше.
Экспорт природного газа в январе 2013 года составил 1937 миллионов кубометров на $213 миллионов, что соответственно на 30,1 и 29,7% меньше, чем в январе 2012 года.
Оригинал статьи —