Обсуждение инициатив правительства по увеличению пенсионного возраста женщин в профильном комитете верхней палаты казахстанского парламента прошло на удивление бурно — то ли поездка в регионы и общение с простыми смертными настроила сенаторов принять (по крайней мере, на словах) намерения правительства в штыки, то ли проползший накануне по Астане слушок о намерении елбасы наложить вето на вызвавший яйцеметание в министра труда и социальной защиты населения законопроект.
Автор: Серик БАЙДАУЛЕТОВ
Как бы там ни было, Серик Абденов в понедельник выслушал о себе и еще одном стороннике повышения пенсионного возраста — главе Нацбанка Григории Марченко — много нового и интересного из ретранслированного депутатами сената мнения населения страны.
Аргументы Абденова
Последнее заседание комитета по социально-культурному развитию сената перед выносом на пленарное заседание пакета законопроекта «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» и сопутствующих поправок в действующее законодательство началось с краткого спича министра труда и соцзащиты населения Серика Абденова. Впрочем, он не сообщил сенаторам абсолютно ничего нового.
- В связи с тем что сейчас есть некоторые последствия неправильного функционирования пенсионных фондов, у нас со стороны государства будет создан Единый накопительный пенсионный фонд, который предполагается создать в форме АО, и учредителем его будет правительство, — напомнил Абденов.
Насчет пенсионного возраста женщин он заметил, что новация даст женщинам больше времени накопить на пенсию и, соответственно, увеличит ее размер (36% повышения пенсионных накоплений и 16,7% рост активов). Третий же вопрос, по его словам, касается обязательных профессиональных пенсионных взносов для лиц, занятых во вредных и тяжелых условиях труда.
Вопросы «на засыпку» от сенаторов
Не успел министр закончить свою презентацию, как тут же попал под шквал критики.
- Аргументы, которые вы приводите в пользу увеличения пенсионного возраста женщин, абсолютно несостоятельны, — заявила сенатор Светлана Жалмагамбетова.
- Вы сами утверждаете, что 65% женщин Казахстана получают зарплату не выше 300 долларов. Посчитайте сами: 40 лет она работает, даже если она не уходит в декрет ни на один день, она накопит на пенсию только 1 миллион 440 тысяч тенге. Этих денег хватит, если она будет получать минимальную пенсию по 19 тысяч на семь лет. О чем речь? Она ничего не накопит. Чтобы накопить хотя бы 3 миллиона тенге, ей надо тогда работать как минимум до 70 лет. Поэтому абсолютно эта проблема не решается, — развела она руками.
Но закаленный в боях с яйцами Абденов решил так просто не сдаваться:
- Что касается накопления средств — это, наверное, элементарная формула, — заявил он. — В любом случае дополнительные пять лет, они на пенсионном счету саккумулируют дополнительные средства. Мы просчитали, дополнительные пять лет участия дают 16,7% пенсионных активов.
Но Жалмагамбетова была настроена решительно и продолжила наступление на Министерство труда:
- Вы и господин Келимбетов (вице-премьер Кайрат Келимбетов) все время говорите, что мы должны идти вслед за развитыми странами, что в развитых странах пенсионный возраст 63—65 лет. Но вы опять лукавите. Я возьму только четыре страны: Италия, Австрия, Великобритания, Франция. У них женщины уходят на пенсию в 60 лет, но продолжительность жизни далеко за 83—84 года. А уровень жизни в 3—4 раза выше, чем у нас. О какой развитой стране может идти речь, если мы сегодня имеем ВВП в разы меньше, почему вы сравниваете себя с этими странами? Президент же сказал, мы попадем в число 30 наиболее развитых стран к 2050 году, а мы сейчас уже хотим перепрыгнуть и обязанности возложить на женщин. Там у них пенсия высокая, зарплата потому что выше, они могут накопить.
Абденов применил старый, испытанный метод — частично соглашаться с оппонентом, уводя его от сути вопроса.
- Уровень жизнедеятельности в нашем государстве составляет 65 лет, а возраст дожития женщин составляет 75 лет, — сообщил Абденов. — Конечно, ежегодно этот уровень увеличивается, мы не можем это остановить. И мы рассчитали, таким образом, что пенсионный возраст должен увеличиться до 63 лет, и до 65 лет было предложение у мужчин повысить возраст, но мы это предложение не приняли и не рассматривали.
Сенатор Гарифулла Есим перехватил инициативу у коллеги, заметив, что раздражение у населения возникает как раз оттого, что Минтруда не хочет признавать очевидные вещи.
- Вы здесь в 11 статье предоставляете право женщинам, родившим пять детей и воспитавшим их до восьмилетнего возраста, при общем трудовом стаже не менее 6 месяцев в 53 года уйти на пенсию, — напомнил сенатор. — Конечно, она имеет право, это не отнимешь, но, однако, если у нее будет зарплата маленькая, она к 53 годам не соберет 3 миллиона для пенсии. Или работающие в сельском округе, там заработная плата низкая, они могут не собрать данную сумму. Вы говорите — правительство рассматривает, почему мы не можем расписать в данном законопроекте положение о том, что женщины, которые не работают, но воспитывают пятерых детей, можно же написать им в законе сумму какую-то от государства?
В ответ на это Абденов опять же сбивчиво сослался на намерение правительства оплачивать многодетным матерям выход на пенсию в 53 года, так и не дав ответа, где это будет прописано, чем вызвал раздражение уже не у электората, а у сенаторов.
Марченко бы — в женскую шкуру
Председатель комитета Ахан Бижанов попытался было настроить всех на мирный лад, напомнив, что «сегодня законопроект рассматривается в первом чтении, то есть концептуально, и далее мы будем вносить свои предложения, работа над документом продолжается». Но ярость благородная вскипала, как волна, — и прорвалась в выступлениях членов комитета, последовавших за вопросами.
- Проект рожден по поручению президента, в прошлом году он дал в своем послании поручение правительству внести конкретные предложения по реформированию пенсионной системы, — не унималась Жалмагамбетова. — Прошло больше года, он сказал внести в первом полугодии, и что за предложения внесли? Ни один проблемный вопрос, который накопился за 15 лет, не решен.
По словам сенатора, первая проблема — всего 41% от числа работающих участвуют в накопительной пенсионной системе:
- Разве это не провал системы? Большая часть населения вообще не участвует в ней. Если разделить количество средств в пенсионных накопительных фондах на количество участвующих, на одного человека приходится 380 тысяч тенге. На эти деньги проживешь? Нет, не проживешь. Теперь посмотрите, у нас есть пенсионеры, которые вышли на пенсию — это касается солидарной пенсии — в годы экономического краха, они сегодня получают минимальную пенсию, хотя их коллеги, которые уходили с той же зарплаты, с той же должности, но в другие годы, получают пенсию среднюю или высокую. Надо решать эту проблему? Надо, россияне решают ее.
Не обошла вниманием сенатор и тему добровольных пенсионных отчислений:
- Россия что делает? Стимулирует эти отчисления, если человек отчисляет 10% от зарплаты, то правительство там тоже добавляет 10%. Стимулирование позднего ухода на пенсию есть во всех странах. В Японии, например, если уходишь на пенсию раньше положенного срока, то получаешь пенсию в 58—60% от положенного, если вовремя — 100%, если на 5—10 лет позже — то 120—140%. То есть у нас тоже можно было сделать без шоковой терапии, постепенно переход на эти дела.
- Поэтому я считаю, что главное поручение президента не выполнено, проблемные вопросы пенсионной реформы не решены, и то, что сегодня правительство нам предлагает первый этап, второй этап, мы к вам придем осенью — это все фикция, — обрушилась она со всем пылом и гневом на Абденова.
После чего вспомнила про «серого кардинала» пенсионной реформы — главу Нацбанка Григория Марченко.
- Теперь что касается ЕНПФ — эта проблема вообще отошла на второй план в связи с тем, что Марченко подкинул обществу идею повышения пенсионного возраста женщин. То, что не работают накопительные пенсионные фонды, они (Нацбанк) должны были контролировать, предлагать инструменты должны были. Вообще, конечно, если бы не было увеличения пенсионного возраста, мы бы больше подискутировали по ЕНПФ, он вызывает больше вопросов, чем согласия, потому что частные структуры переходят к государству, а оно всегда хуже руководит, когда касается денег. Тем более что в стране не развит рынок ценных бумаг, я не представляю, как они собираются этим руководить. Единственный плюс — что будет меньше комиссионных, но они потом все равно часть функций будут передавать в частные руки, и там опять посредники расплодятся, кормушек прибавится, — убеждена Жалмагамбетова.
И вновь вернулась к «заманухе» Марченко — унификации пенсионного возраста.
- Я приводила много аргументов, что нельзя увеличивать пенсионный возраст женщин, об этом говорят и многочисленные письма женщин. В одном со Степногорского подшипникового завода — 1529 подписей, много писем и из Восточного Казахстана. Женщины пишут: «Пусть попробует Марченко поработать в нашем землеприготовительном цехе, побегает по лестнице вверх-вниз в противогазе, когда страшная жара, пусть лопатой помашет хотя бы месяц, мы посмотрим, что с ним будет», — процитировала депутат.
- Вы хотя бы посмотрели, какие итоги могут быть этого дела — сразу упадут демографические вопросы, женщина будет стараться сохранить себя, чтобы доработать до 63 лет, сохранить здоровье, поэтому не будет рожать, — снова адресовала вопрос Абденову сенатор. — А вопросы старения решает только демография, никаким другим способом их не решить, никогда у нас не будет 5 работающих на одного пенсионера, если мы посадим женщину до 63 работать.
По мнению сенатора, люди будут просто-напросто уезжать.
- Мне так и написали в письме женщины из Костаная — мы будем уезжать в Россию и там получать пенсию. Зачем нам это нужно? Может быть, мужчины тогда будут рожать? — задала она риторический вопрос.
Ее поддержал сенатор Иран Амиров.
- Мы были на встречах с избирателями в регионах, и многие говорят о том, что увеличение пенсионного возраста может стать одной из причин их отъезда из страны, — сказал он. — Я был и в комитете против этих законопроектов, и сейчас.
В работу приняли — что дальше?
Жалмагамбетова предложила вернуть законопроект правительству на доработку, однако председатель комитета Ахан Бижанов все-таки довел законопроекты до вынесения на пленарное заседание.
- Это по заданию главы государства рассматривается вопрос, ни у кого не возникает вопросов относительно того, что пенсионная система требует модернизации, причем модернизации коренной. И вот по этому заданию правительство подготовило свою версию, мажилис рассмотрел, и с дополнениями и замечаниями этот документ теперь находится у нас. Есть предложение в первом чтении данные проекты законов внести на рассмотрение сената 16 мая, — подвел он итоги заседания комитета.
Таким образом, в нынешний четверг станет ясно, способны ли сенаторы пойти против нынешнего правительства, ведь одобрение законопроектов в первом чтении станет по факту одобрением увеличения пенсионного возраста женщин, поскольку этот вопрос как раз относится к концептуальным вещам…
Оригинал статьи: