На актуальные вопросы «Трибуны» отвечает общественный деятель Маржан Аспандиярова.
- В стране началась предвыборная кампания в мажилис парламента. В официальном заявлении ЦИК партия «Азат» числится как организация, имеющая право участвовать в парламентских выборах. «Азат» после объединения с ОСДП сдала все документы на ликвидацию партии. Как возник такой казус? Почему ЦИК решил допустить эту партию на выборы и что происходит вокруг нее?
— Скорее, этот вопрос стоит адресовать администрации президента, поскольку в нашей стране подобные вопросы находятся вне компетенции минюста, а тем более Центризбиркома.
- Нынешние парламентские выборы – первые за многие годы — проходят без участия оппозиции. Почему оппозиционные деятели и политики остались за бортом парламентских выборов? Верите ли вы в честный исход выборов в мажилис? Будете ли вы сами участвовать на выборах и что нужно делать во время парламентской кампании?
— Объективно, действующая власть не допускает даже намеков присутствия оппозиции на сегодняшнем унылом политическом ландшафте. Вопрос об исходе выборов в мажилис мне представляется весьма наивным и в сегодняшней ситуации, простите, бессмысленным. Время и доверие людей – слишком дорогие ресурсы, и тратить их на заведомо известный результат непродуктивно. Свое участие в текущей выборной кампании я ограничила разовыми консультациями самовыдвиженцам в городской маслихат. Как гражданин я использую свое право призывать избирателей не голосовать за партию «Нур Отан».
- У оппозиции сегодня нет политической партии и более-менее влиятельных общественных организаций. Как нужно в столь трудные времена мобилизовать протестные массы и бороться с авторитаризмом? Не исчезнет ли оппозиция как политическая сила в ближайшее время?
— Оппозиция не исчезнет, она наберет силы и станет многочисленной. Протестные массы не нуждаются в том, чтобы их мобилизовали. Каждый локальный конфликт выдвигает своих лидеров, и они в процессе борьбы за свои права уходят от местечковости и приходят к пониманию того, что корень всех бед кроется в авторитаризме, в несменяемости власти. А вот тайм-аут оппозиции, на мой взгляд, даст возможность осмыслить происходящие процессы, выработать алгоритм действий на перспективу.
- В селе Бурыл Жамбылской области чуть было не произошли столкновения между местными жителями. Такие случаи происходят достаточно часто: то в Алматинской области, то в ЮКО, то в Атырау и т.д. Чем опасны такие конфликты? Демонстрирует ли это то, что слова власти о межнациональном согласии – миф, выдуманной самой Акордой? Как нужно предотвращать межнациональные конфликты?
— Наши правоохранительные органы горазды, образно говоря, махать кулаками после драки. В селе Бурыл они своим многочисленным присутствием в устрашающей экипировке, на мой взгляд, только нагнетают обстановку. Что касается межнационального согласия – у нас это, по сути, просто лубочная картинка с песнями и танцами в народных костюмах, с внеочередными форумами ассамблеи, с дежурными представителями диаспор, с придыханием поющими дифирамбы президенту на «Хабаре». Это очень хрупкая конструкция. В своем последнем интервью Алтынбек САРСЕНБАЙУЛЫ отметил, что «ошибка сегодняшних правителей заключается в том, что они пытаются сформировать “единую нацию” по своему образу и подобию, своему пониманию ситуации. Но они забывают, что народ формируется в ходе исторического процесса, а его консолидация не может быть внедрена директивно, усилием навязанной “сверху” воли».
В основе многих конфликтов — бытовых, трудовых, межнациональных — лежит прежде всего огромное социальное расслоение. Преступность не имеет национальности. Проблема в том, что волна криминала, захлестнувшая страну, поднимается с социального дна. Безработица, отсутствие жилья, переполненные тюрьмы создают почву для подобных конфликтов, которые действительно легко могут перерасти в межнациональные. Над решением этих задач и нужно работать правительству, тогда и конфликтов будет меньше.
- Президент в своем выступлении заявил, что сотрудников, которые отвечают русскоговорящим на казахском языке, нужно увольнять с работы. С чем связано такое заявление президента? Кому НАЗАРБАЕВ посылает месседж и о чем это говорит?
— Здесь я снова хочу обратиться к Алтеке. Он пишет, что «появление этих тем (национальных и языковых – М.А.) во многом связано с тем, что именно в этих сферах нет четкой, реалистичной государственной политики. Есть неумелое мифотворчество, а порою и банальное политиканство со стороны центральной власти. Когда власть начинает формулировать абсолютно нереальные, если не сказать грубее, идеи, политизация таких вопросов неизбежна».
Заявление президента собственно, не ново. Подобные пируэты-заигрывания, когда он «по-свойски» на казахском журит своих подданных и «острит» на русском для всех остальных – в его стиле. Но последний посыл не просто предвыборный, с желанием понравиться избирателю-неказаху, этот посыл – своего рода демонстрация преданности России.
- Исполнилось 10 лет со дня убийства видного государственного и общественного деятеля Алтынбека САРСЕНБАЙУЛЫ. Почему, по-вашему, были убиты известный политик и помощники? Были ли раскрыты истинные заказчики преступления? Есть ли основания полагать, как утверждает Акорда, что за убийством стоят АЛИЕВ и МУСАЕВ?
— История изобилует примерами того, как различными способами устранялись лидеры, способные составить реальную альтернативу диктаторам. Интеллектуальный потенциал Алтынбека, его устремленность к совершенствованию политической системы, основанная на глубоком понимании института государства и горячем
желании поднять наш народ, не имели себе равных. Он был надеждой для страны и страхом для власти.
Факты, ставшие известными в ходе судебного процесса по вновь открывшимся обстоятельствам в январе 2014 года, до сих пор не подтверждены и не опровергнуты. Вероятно, в Астане считают, что исчезновением Р. АЛИЕВА в этом деле можно поставить точку. Но выяснение обстоятельств этого преступления, истинных заказчиков, организаторов и исполнителей остается одним из важнейших вопросов не только для родных и соратников Алтеке, но и для всего казахстанского общества.
- В Казахстане продолжаются политические репрессии: арестованы блогеры и журналисты, преследуются независимые СМИ. С чем связана репрессивная активность власти и чем все это закончится для Акорды?
— Ситуация, когда в жернова репрессий уже попадают люди, вполне лояльные к власти, абсолютно ненормальна, она чревата нехорошими последствиями для самой Акорды. Власть уже давно немонолитна, а репрессии взращивают оппонентов и внутри тоталитарной системы. Результаты уже не заставят себя ждать долго. Это тоже доказано историей.
- Благодарим за интервью!
Беседовала И. ЕРГАЙЫПКЫЗЫ
Оригинал статьи: Трибуна — Республиканская общественно-политическая газета / tribunakz.com