В Усть-Каменогорске не хватает как минимум пяти поликлиник. В отличие от некоторых других городов Казахстана, для молодых специалистов с высшим медицинским образованием исполнительные власти Усть-Каменогорска не предусматривают социальный пакет и «подъемные» средства из бюджета. Дефицит узкопрофильных специалистов будет с каждым годом только обостряться. Крупные частные поликлиники не выполняют стандарты приема пациентов.
Автор: Ольга НИКОЛАЕВА
Об этом говорили врачи, управленцы областного здравоохранения и представители НПО на прошедшем недавно заседании экспертной группы совета общественности при акиме ВКО по проблемам очередей к специалистам медицинских учреждений.
Ни жилья, ни денег
В Восточном Казахстане по-прежнему не хватает 439 специалистов с высшим медицинским образованием, из них 299 — в городской местности и 140 — в сельских населенных пунктах.
- Кадровый провал, который будет все больше ощущаться. С этого года введен институт резидентуры, то есть врач, который имеет диплом, еще минимум два года будет учиться на узкого специалиста, — рассказал замначальника Управления здравоохранения ВКО Сергей Попов.
Привлечь специалистов в Усть-Каменогорск очень сложно. По словам г‑на Попова, городские власти «особо не помогают, потому что нет таких программ», у местного бюджета нет средств для поддержки молодых, хотя есть программы поддержки молодых специалистов в сельской местности.
- У нас не хватает педиатров. В этом году в детскую поликлинику №2 приехали три педиатра из Семея, потому что им пообещали квартиры. Они ждали сентябрь-октябрь и уехали, — привел пример Сергей Попов.
- Оклад у молодого специалиста — 42 тысячи тенге, а после всех вычетов получается 35—37 тысяч тенге. Аренда квартиры обходится в 50 тысяч тенге, — добавила представительница экспертной группы совета общественности Татьяна Чернышова.
Председатель совета общественности Владимир Лопаткин считает, что нужен контроль над расходованием средств на социальные нужды, которые ежегодно выделяют промышленные предприятия «Казцинк», «Казахмыс», УМЗ в рамках меморандумов с акиматом ВКО.
- Мы должны и власть напрягать, и олигархов, чтобы они вкладывали деньги в медицину, — предложил он. — Конкретный пример: в медучреждения Риддера требуется рентген-аппарат стоимостью 40 тысяч долларов, а денег на него нет.
По информации Татьяны Чернышовой, организация работы с населением в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОМБП) в учреждениях с государственной формой собственности лучше, чем в частных. Но в последнее время наблюдается утечка профессиональных кадров из государственных медучреждений в частные, где не предусмотрен госзаказ, а пациент выкладывает деньги за каждый прием из своего кармана.
Причина ухода кадров не только в размере зарплаты, но и в том, что на врачей семейно-врачебных амбулаторий (СВА) легла большая нагрузка. Они, помимо приема пациентов, делают огромный объем работы. Это доврачебная помощь пациентам с острыми и хроническими заболеваниями, профосмотры, госпитализация больных через порталы, проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий, заполнение необходимой бумажной и электронной статистической отчетности и многое другое. Теперь в СВА еще регистрируют лиц, пострадавших от действия Семипалатинского ядерного полигона. По области это около 300 тысяч человек.
Поэтому нередко на прием к врачам СВА пациенты вынуждены выстаивать длинные очереди. В конечном счете это отражается на качестве и доступности медицинского обслуживания, здоровье населения.
Работают с перегрузкой
В качестве примера перегрузок замначальника Управления здравоохранения ВКО Сергей Попов привел работу амбулаторного центра Усть-Каменогорска. Центр рассчитан на 695 посещений в смену, а фактически ежедневно принимает 1960 пациентов. С такой же перегрузкой работают все амбулаторно-поликлинические учреждения Усть-Каменогорска.
- Общая перегрузка всех городских поликлиник — 2518 посещений за день. То есть это ежедневная работа еще пяти поликлиник. Если в 1991 году в Восточном Казахстане насчитывалось 20 тысяч коек, то за последнее время их число сократилось до 7 тысяч коек. Это целенаправленная политика государства, направленная на то, чтобы основной объем медицинских услуг приходился на звенья ПМСП (первичной медико-санитарной помощи), — рассказал г‑н Попов.
По словам общественников, 15 лет в Усть-Каменогорске не строилось ни одного лечебного учреждения, напротив, несколько больниц и поликлиник разрушены. Их нет в ряде отдаленных районов города. Нагрузка на амбулаторную сеть с каждым годом будет только возрастать, и проблему невозможно решить, если не построить новые поликлиники, не повысить престиж профессии врача.
- Сейчас решается вопрос со строительством в 2013 году поликлиники на 500 посещений для жителей поселков Согра, Гавань с населением в 40 тысяч человек. Пока медики не нашли консенсуса с акиматом города по передаче на баланс управления здравоохранения здания в районе КШТ для создания там поликлиники и отделения скорой медицинской помощи, — рассказал Сергей Попов. — Пока же пациенты с Левобережного района вынуждены ездить в центр города за несколько километров, а прибытия машины скорой медпомощи дожидаться по 40 минут.
Частники не выполняют стандартов
Главный врач СВА «Али ибн Сина» Клавдия Ким привела примеры, когда узкопрофильные специалисты крупных частных клиник Усть-Каменогорска, получая от государства в рамках госзаказа по тысяче тенге за каждого пациента, не выполняют стандарты приема больных. В результате на врачей СВА ложится дополнительная нагрузка, хотя этим медицинским учреждениям из бюджета ежемесячно выделяются гораздо меньшие суммы — по 130—169 тенге на человека.
- Если пациентам надо выписать рецепт на бесплатные лекарства, направить на лечение в стационар через Бюро госпитализации, то специалисты частных клиник их отправляют к нам, чтобы мы выполнили эту работу! — возмущена Клавдия Ким. — Они сами могут ее сделать, но не хотят заморачиваться.
По ее словам, пока правительство не начнет финансировать поликлинику за каждого пролеченного до конца больного, а не платить за одну консультацию, ситуация не изменится.
- Минздрав понимает, как загружены врачи в СВА, и прорабатывает вопросы, чтобы снизить нагрузки, — добавил г‑н Попов. — У семейных врачей вводится институт второй-третьей медсестер, которые будут заниматься выпиской рецептов, осмотром пациентов с ОРЗ, неосложненным бронхитом, на их плечи ляжет патронаж больных на дому. Также в штат СВА вводятся социальные работники. В этом году по ВКО введено 352 ставки вторых-третьих медсестер и социальных работников, в будущем году — еще 650.
Реформы не для пациентов?
В то же время председатель общественного объединения «Ариадна» Индира Какимова считает, что все реформы в системе здравоохранения не приносят ощущения комфортности для пациентов.
- Жалуются врачи, средний персонал, акиматы и общественность, но толку нет, — считает она. — Конечно, я дилетант в медицине, но я вижу, что сокращение койко-мест в стационарах не обеспечивает выздоровление пациентов. Дома, амбулаторно, больные все равно так не вылечатся, как в стационаре, под постоянным наблюдением врачей. Все пытаются взвалить на первичную медицинскую помощь, а врачи в СВА захлебываются. Реформаторы не столько о здоровье населения заботятся, а думают, как бы им что реорганизовать, сократить расходы на здравоохранение. А результат — здоровье населения на нуле.
Однако Сергей Попов утверждает, что управление здравоохранения и многие руководители медучреждений тоже делают все возможное, чтобы уменьшить очереди в звеньях амбулаторно-поликлинической помощи.
Рабочий день в СВА — с 8 утра и до 20 вечера, врачи принимают в выходные дни, в регистратурах вводятся дополнительные штаты и телефоны для записи на прием к врачам дефицитных специальностей, в амбулаторном центре появилась электронная система управления очередью, в диагностическом центре — предварительная запись на бесплатный прием к узкопрофильным специалистам.
Сейчас в Восточном Казахстане, в консультативной поликлинике №2 Усть-Каменогорска, реализуется пилотный проект в Казахстане по глобальному бюджету. Он подразумевает, что консультативная помощь, первичная медицинская служба, финансирование сосредоточены в руках главврача. Руководитель медучреждения равномерно распределяет нагрузку между всеми врачами и медсестрами.
- Если проект до конца года себя оправдает, он будет внедряться по всей стране, — подчеркнул Сергей Попов.
See more here:
Мало кадров и средств, но много больных