С известным политиком от ХДС, последним премьером ГДР, членом правительства Коля и бывшим заместителем председателя ХДС Лотаром де Мезьером (Lothar de Maiziere) встретился наш корреспондент Владимир Гущин.
Эдвард Бенеш |
– Г‑н де Мезьер, слышал, что вы очень неплохо говорите по-русски?
– Вы же знаете, я выходец из ГДР, там все школьники должны были учить русский язык. Но большинство считали, что этот язык им не нужен. Серьёзно заняться языком меня заставил неприятный случай. После одной концертной поездки в Узбекистан я заразился туберкулёзом. Оказавшись в больнице, решил не терять времени, а взяться за учебники русского языка. С тех пор многое понимаю, но, к сожалению не говорю, практики не хватает. В отличие, например, от Ангелы Меркель (Angela Merkel).
– Вы же с ней совместно работали?
– Г‑жа Меркель в 1990 г. была заместителем пресс-секретаря в моём правительстве. На это место было ещё несколько претендентов, но я выбрал её, о чём ни разу не пожалел. Достаточно сказать, что благодаря свободному владению русским она очень помогала мне во время наших поездок в Россию. Например, мы ездили вместе в московском общественном транспорте и собирали мнения людей об объединении Германии. Настроение тогда было такое: Сталин, мол, выиграл войну, а Горбачёв уступил все послевоенные завоевания.
– С Горбачёвым вы тоже близко знакомы?
– Я был в вашем издательстве на встрече с Михаилом Сергеевичем в связи с его юбилеем, затем присутствовал на торжественном обеде в его честь, который давал федеральный президент. Знакомы мы, конечно, давно, но особенно сблизились, совместно работая в «Петербургском диалоге». Два года назад я помогал организовывать его сложную операцию в Мюнхене.
– Вернёмся к г‑же Меркель. Как бы вы охарактеризовали нашего федерального канцлера?
– Уже двадцать лет назад у неё была ярко выраженная особенность: она предпочитала логический подход к делу. В вопросах формальной логики Меркель невозможно переиграть. Наверное, сказывался её естественнонаучный склад ума, она ведь учёный с фундаментальным образованием.
– Почему же эта логика отказала Меркель при принятии решения о продлении срока эксплуатации АЭС? Ведь абсолютное большинство политиков говорили о недопустимости такого шага?
– На мой взгляд, здесь нужно говорить не о вопросах логики, а о неправильной оценке степени риска, об ошибочных расчётах. Ведь и автомобиль без определённого риска для здоровья водить нельзя. Но, вообще-то, эта тематика для ХДС/ХСС возникла очень не вовремя, и прошедшие земельные выборы это показали.
– Но в Саксонии-Анхальте для ХДС/ХСС вроде всё закончилось благополучно, правда, левые здесь оказались на второй позиции…
– Я считаю, что если бы после объединения страны и ХДС, и СДПГ из-за различных причин не побоялись бы принять в свои ряды бывших членов СЕПГ, то и Левой партии сегодня бы не было. Не было бы потребности в существовании этой политической силы.
– Как вы расцениваете историю вокруг научной диссертации цу Гуттенберга и его уход из политики?
– Мне не очень понравилось поведение всех сторон в этой истории. Однако больше всего не понравилось заявление Меркель, которая сказала, что брала на работу в правительство одарённого политика, а не кандидата наук. Она ведь сама до глубины души учёный, так что такой подход был более чем странным.
– Это в вас пастор говорит?
– Я действительно долгое время был заместителем председателя Синода евангелических церквей ГДР, и религия играет большую роль в моей жизни. Я ведь выходец из французской гугенотской семьи, переселившейся в Германию. А в Восточной Германии существовали глубокие протестантские традиции. Кстати, в 50‑х годах прошлого века тогдашнее руководство ГДР пыталось искоренить эти народные течения, но в конце концов отказалось от этой глупой идеи. В СЕПГ решили, что социализм надо строить не против пяти миллионов христиан в ГДР, а взять их с собой, в «светлое будущее». Роль церкви в ГДР, наверное, можно сравнить лишь с влиянием Католической церкви в Польше, и с дальнейшим появлением «Солидарности».
Кстати, отличительной чертой гугенотов в Германии всегда было стремление проявить себя с лучшей стороны, ведь нам нужно было доказывать, что мы не хуже местных. Для нашей семьи «четвёрка» была плохой оценкой, де Мезьеры должны были иметь только «пятёрку». Может быть, вы замечаете это в работе моего двоюродного брата Томаса, который теперь руководит Министерством обороны.
– Ваша сегодняшняя адвокатская практика как-то связана с российским направлением?
– Сейчас я представляю интересы двух граждан Казахстана, которые выдвинули обвинение против бывшего зятя президента РК и бывшего посла этой страны в Австрии и ОБСЕ Рахата Алиева. Суть искового заявления двух бывших телохранителей экс-премьера РК Кажегельдина в том, что они обвиняют Алиева в соучастии в их пытках с целью получения компрометирующей информации на Кажегельдина.
– Алиев ведь проживает в Западной Европе?
– Да, но его местонахождение скрывается австрийскими властями, так как считается, что его жизнь подвергается опасности. На мой взгляд, здесь явное противоречие. Я не считаю возможным, чтобы нарушавшее права человека лицо имело бы вид на жительство в Евросоюзе и свободно распоряжалось бы своими миллионами, а одна из его жертв – с трудом получила политическое убежище, живя на социальном пособии.
И таких случаев очень много, вспомните бежавших на Запад руководителей свергнутых режимов как в Северной Африке, так и в СНГ. Считаю, что здесь нужна открытая и честная дискуссия на уровне Европейского парламента и других политических институтов. У меня в деле Алиева есть и свой внутренний интерес. Не могу смириться, что в правовой зоне под названием Западная Европа спокойно проживает лицо, нарушавшее основные демократические принципы.
– Г‑н де Мезьер, спасибо за интересную беседу.
Наша справка
Опоссумы – семейство млекопитающих подкласса сумчатых, появившиеся в конце мелового периода, с тех пор почти не изменившиеся и внешне похожие на крыс. Ареал распространения – Северная и Южная Америка, а также Антильские острова. Главной особенностью поведения опоссума является его способность при сильном испуге или ранении притворяться мёртвым: у животного стекленеют глаза, изо рта идёт пена, а железы испускают неприятный запах.