Касым-Жомарт Токаев в тени бодрого Елбасы
Телеграмм – канал Uzyn Qulaq отмечает «шаткое положение» действующего президента Казахстана Касыма-Жомарта Токаева и обращает внимание на то, что практически незамеченным прошел визит президента в южную столицу, в то время как рабочая поездка Нурсултана Назарбаева в Туркестан стала одним из главных событий для казахстанской прессы и казнета. Елбасы принял участие в церемонии открытия международного аэропорта, осмотрел стадион «Туркестан-Арена», возведенный фондом «Самрук Казына», посетил «Конгресс Холл» и гостиничный комплекс, построенный «почетным гражданином Нур-Султана» Феттахом Таминджи.
Еще два года назад Нурсултан Назарбаев заложил первый камень в строительство нового Туркестана, и понятно, что масштабный проект важен для «лидера нации», который даже признался, что планы по возрождению города были у него еще в бытность председателем правительства Казахской ССР.
Токаев остался в стороне и во время недавней встречи Назарбаева и президента Узбекистана Шавката Мирзиеева на узбекско-казахстанской границе. А также не встретился с президентом Республики Татарстан Рустамом Миннихановым в Костанае, где был заложен первый камень в основание нового завода деталей для грузовой техники «КАМАЗ» — эту встречу «взял на себя» премьер-министр Аскар Мамин.
Однако, по мнению Uzyn Qulaq, Токаев не только производит впечатление человека, самоустранившегося от «президентского бремени», но и в последнее время ставшего явно хуже выглядеть на фоне Елбасы, демонстрирующего бодрый вид и скорректировавшего свой стиль в одежде (непарные пиджаки и брюки, более приталенные силуэты деловых костюмов, в сочетании с бейсболкой).
В материале с красноречивым заголовком — « Не засиживайтесь, господин президент!», опубликованном на Zonakz, его автор Виктор Верк приводит мнение профессора КазНТУ Эдуарда Мухамеджанова, который, во-первых, предложил ликвидировать верхнюю палату парламента – сенат, поскольку теперь верхняя палата, как и мажилис, будет избираться по пропорциональной системе (партсписки), постольку нет никакого смысла содержать «верхний этаж» парламента, сформированный по тем же принципам, что и «нижний». А, во-вторых, — ограничить пребывание в должности главы государства одной президентской каденцией. Дав, правда, возможность через пятилетку баллотироваться снова.
И озвучил эти идеи ученый-правовед именно за считанные дни до финала нуротановских праймериз.
«В таком случае возникает весьма любопытная коллизия, — пишет Виктор Верк. — Сразу после выборов мажилиса и маслихатов в начале следующего года, итогом которых безвариантно станет сокрушительная победа правящей партии, депутаты двумя третями голосов одобряют поправки в Конституцию, по которым парламент становится однопалатным, а второй президент в 2024 году уступает кресло третьему (согласно действующему сейчас Основному Закону он имеет право на два срока подряд). Таким образом, президенты — и нынешний, и каждый следующий — становятся если и не «английскими королевами», то исключительно главами исполнительной ветви власти, де-факто и де-юре зависящими от ветви законодательной. О такой… ну, или примерно такой конфигурации власти автору этих строк еще весной рассказывал в приватной беседе один высокопоставленный чин администрации президента Токаева: дескать, есть мнение, что этот «страховочный» вариант может быть реализован…»
Ссылаясь на свои инсайдерские источники телеграмм – канал Uzyn Qulaq, сообщает, что сейчас идет формирование окончательного списка членов партии Нур Отан, которые будут претендовать на кресла в Мажилисе. Предварительно более 30% из нынешнего состава нижней палаты парламента останется неизменным, хотя рассматривается и куда более консервативный сценарий, при котором еще больший процент нынешних мажилисменов сохранит свои полномочия. Депутатские кресла сохранят в первую очередь люди, проявившие себя лояльно к партии, администрации президета, а также лично к спикеру Мажилиса Нурлану Нигматулину.
Окончательный состав представителей партии Нур Отан в Мажилисе, по мнению, Uzyn Qulaq, будет утвержден в «Библиотеке», где, как говорят, опыт партийных праймериз был признан неудачным. Намерение Бауыржана Байбека через процедуру праймериз привести в Мажилис и маслихаты неуправляемых популистов, как оказалось, несет в себе серьезные политические риски уже в «поствыборной период». Из более десяти тысяч участников праймериз свои места в Мажилисе и маслихатах займут не более тысячи человек, а львиная доля остальных участников, вероятнее всего, пополнит ряды критиков действующей власти и уйдет в оппозицию, считает Uzyn Qulaq.
Кроме того, этот телеграмм-канал не исключает, что фракцию партии Нур Отан в Мажилисе может возглавить Дарига Назарбаева, что лишь оживит нижнюю палату парламента и межпартийную борьбу и напоминает, что ранее ожидалось, что Назарбаева возглавит партию Нур Отан в качестве первого заместителя, сместив с этого поста Байбека.
Недавние волнения в Кыргызстане, несмотря на нейтральную официальную позицию казахстанского руководства (мол, это внутреннее дело Кыргызстана), вызывают сильную тревогу и в Аккорде, и в Библиотеке.
Подготовка к массовым протестам может вестись разными силами и по разным направлениям, считает Uzyn Qulaq. А сдерживающий фактор протеста, по мнению этого телеграм-канала — елбасы: как «лидер нации» он обладает авторитетом основателя партии и государства. Однако, массовые беспорядки по сценарию событий в Бишкеке могут привести к отставке президента Токаева, обеспечив новый транзит власти. И открыть дорогу для возвращения в качестве президента, как самого Нурсултана Назарбаева, так и Дариги Назарбаевой, которая, скорее всего, не отказалась от президентских амбиций.
«Но такой сценарий опасен вспышкой регионального сепаратизма и преследованиями граждан по этническим признакам. Подобного рода дестабилизация может привести к военному вмешательству России и евразийской интеграции Казахстана в рамках проекта «Союзного государства»,- подытоживает Uzyn Qulaq.
Ну, а пока политические страсти в Казахстане не накалились, первый и второй президенты соревнуются – кто правильнее здоровается в период короновируса. Назарбаев советует здороваться коленом или локтем. Токаев же считает, что в условиях карантина, для приветствия правильнее прикладывать ладонь правой руке к локтевому изгибу левой. Жест получается не очень приличным, хотя и очень символичным.
Оригинал статьи: Новая Газета Казахстан