Уже год добиваются регрессники ликвидированных после развала Союза шахт справедливого начисления им пособий по утрате трудоспособности. По уверениям шахтеров-инвалидов, «регрессные» им начисляются вдвое меньше против того, что они должны получать.
Автор: Лариса ЧЕН
Как говорят сами регрессники шахт, переданных в республиканское государственное специализированное предприятия «Карагандаликвидшахт», писем за этот год они написали столько, что и не сосчитать. Обращались во всевозможные инстанции с единственной целью — восстановить справедливость.
Дело в том, что в январе 2011 года в законодательство РК были внесены поправки, согласно которым инвалидам, утратившим трудоспособность на производстве, «регрессные» пособия стали начисляться исходя из заработной платы рабочего такой же специальности на сегодняшний день. Но «ликвидников» (инвалидов, утративших трудоспособность на шахтах, переданных в РГСП «Карагандаликвидшахт») почему-то обделили.
- В 2011 году сделали перерасчет по выплатам регрессникам обанкротившихся предприятий, регрессникам АО «АрселорМиттал Темиртау», однако про регрессников ликвидированных шахт Карагандинского угольного бассейна почему-то забыли, — сетовала супруга инвалида-регрессника Людмила Мажора. — Мы стали везде писать, вплоть до президента, добиваться перерасчета. Добились, но после 20 декабря 2011 года, когда инвалиды получили выплаты, ужаснулись мизерности сумм.
Как говорят регрессники-«ликвидники», пособия оказались вдвое меньше того, что они должны были получить. Когда же люди кинулись за разъяснениями в департамент Министерства труда и соцзащиты населения по Карагандинской области, выяснилось, что начисления им делаются не по тем специальностям, которые значатся в их трудовых книжках, а по средней заработной плате по профессиям в угольной промышленности (данные берутся в департаменте статистики по Карагандинской области).
- По этим данным зарплата у шахтеров в несколько раз ниже, чем на шахтах Миттала. А по многим специальностям данных о зарплате вообще нет, — возмущен бывший проходчик шахты «Северная» Николай Тараканов. — И тогда при начислении нам стали считать не от зарплаты по той специальности, по которой мы работали, а от тех, что есть в статистике, эти суммы, само собой, оказались меньше.
По примерным подсчетам семьи Мажора, Александру Павловичу, всю жизнь проработавшему на самой тяжелой в шахте работе — горнорабочим очистного забоя, должны выплачивать не менее 140 тысяч тенге в месяц.
- Ему начислили как машинисту горно-выемочных машин, а это совсем другая профессия! — взволнованно объясняла Людмила Николаевна. — И зарплата здесь совсем другая, по данным статистики — 87329 тенге. И вот от этой суммы ему начисляют проценты за утраченную трудоспособность.
Александр Мажора возмущен тем, что ему после перерасчета «накинули» лишь 13000 тенге. Тогда как заработная плата ГРОЗ (горнорабочий очистного забоя) на шахтах АО «АрселорМиттал Темиртау», по словам регрессников, составляет около 160—180 тысяч тенге. На 70 тысяч «регрессных», что получает Александр Павлович, особо не разгуляшься. А сколько денег уходит на лечение — и не сосчитать!
- Я 20 лет проработал на шахте «Майкудукская», с 1969 года, — с обидой в голосе рассказывал Александр Мажора, — был комбайнером 6‑го разряда, зарабатывал по тем временам больше директора шахты. Стал инвалидом — получил II группу пожизненно. Угольная пыль разъела легкие, у меня они на 70% нерабочие. А теперь не могу получить нормальной компенсации за потерянное здоровье.
Медики констатировали: для нормального существования Александру Павловичу необходимо сделать пересадку легких. Операция эта не из дешевых, даже по самым скромным подсчетам обойдется в 500 тысяч долларов.
- Мне и за 500 лет не накопить этих денег, — покачал головой инвалид. — На лекарства уходит куча денег. У нас все забито лекарствами!
- А у меня зрение садится, нужно оперироваться, — поддержал товарища по несчастью инвалид III группы, бывший электрослесарь ГРОЗ шахты «Северная» Анатолий Неживых. — Это нужно около 2,5 тысячи долларов только на саму операцию, а еще неизвестно, удачно она пройдет или нет. Мы не просим ничего лишнего, отдайте наше!
По словам регрессников, за то время, что они добиваются справедливости, некоторые уже умерли, так и не дождавшись результата. Ведь все они — больные, пожилые люди. И доживут ли остальные до справедливого перерасчета, неизвестно.
В прокуратуре Карагандинской области утверждают: о проблеме «ликвидников» государственным мужам известно, но решение проблемы возможно лишь на уровне правительства. А значит, на скорый исход дела рассчитывать не приходится.
- По состоянию на февраль 2012 года количество работников ликвидированных шахт Карагандинского угольного бассейна составляет 513 человек, — сообщили нам в пресс-службе прокуратуры Карагандинской области. — Они обращались с письмом в разные инстанции, в том числе и в прокуратуру. Мы рассмотрели их заявление и направили письмо в Генеральную прокуратуру с рекомендацией: на уровне правительства разработать правила, регулирующие порядок перерасчета выплат по возмещению ущерба пострадавшим на производстве работникам ликвидированных шахт, получающим возмещение вреда здоровью в РГСП «Карагандаликвидшахт».
Теперь, по словам карагандинских прокуроров, быстрота решения вопроса будет зависеть от парламентариев и чиновников в правительстве. Возмущенные регрессники этим ответом не удовлетворилис — опять стали забрасывать жалобами государственные органы. Пишут всем, даже президенту Казахстана. Так, на днях они отправили третье по счету письмо к Нурсултану Назарбаеву. Подписали «депешу» 12 человек. Из администрации президента уже сообщили, что письмо получено, однако ответа по существу «ликвидники» еще не видели.
Read the article:
«Ликвидники» три раза написали Назарбаеву