Автор: Вальдемар КРАУС
25.08.2011
В различных районах Ливии продолжаются бои между повстанцами и войсками Муаммара Каддафи. И хотя большую часть страны, судя по сообщениям независимых СМИ, контролируют повстанцы, дуть в победные фанфары политики не торопятся.
Правительства удовлетворены уже тем, что операция НАТО, стоившая множества денег и усилий, похоже, дала возможность ливийским повстанцам лишить Муаммара Каддафи власти.
Кто старое помянет?
«Победу в Ливии ни в коем случае нельзя считать полной, — полагает, к примеру, французский министр иностранных дел Алан Жюппе в своем интервью радиостанции Europe 1. — Имеются еще очаги сопротивления, так что давление должно поддерживаться и в дальнейшем».
При этом он не преминул упомянуть, что «решающая роль в ливийских событиях принадлежит Франции». «Вместе с нашими британскими друзьями мы обеспечили около 80% всей ливийской операции НАТО», — подчеркивает Жюппе. В марте этого года именно он использовал все свои способности дипломата, чтобы убедить Россию и Китай не блокировать резолюцию ООН, давшую возможность военного вмешательства для защиты ливийского гражданского населения.
Президент Николя Саркози, ни на секунду не выпускающий рычаги управления французской политикой в Ливии, чувствует себя победителем: его курс на дипломатическую и военную конфронтацию с режимом Каддафи оправдался. Франция не только первой признала ливийских повстанцев с их Национальным переходным советом, отправив в Бенгази своего посла, но и оказала им серьезную военную помощь, взяв на себя львиную долю участия в операции «Одиссея. Рассвет» — войсками, кораблями и боевыми самолетами.
В отличие от президента США Барака Обамы и британского
Французский президент тем охотнее приветствует лишение Муаммара Каддафи власти, чем прочнее при этом забывается его собственная проливийская политика минувших трех лет. Для него, пожалуй, наиболее неприятным воспоминанием в данный момент является то, как он примерно четыре года назад принимал Каддафи в Елисейском дворце — со всеми военными почестями, с непременными заверениями в дружбе и «поддержке демократических усилий лидера ливийской революции» и прочими обязательными для дипломатического протокола расшаркиваниями.
Тем не менее, в марте этого года Саркози сделал окончательный выбор и с этого момента действовал с полнейшим убеждением в своей правоте. Это признают даже его политические противники: похвалу его усилиям высказали оба возможных кандидата на президентский пост от Социалистической партии, Мартин Обри и Франсуа Холланд. Последний высказался по ТВ в том духе, что «если
Французская пресса, как проправительственная, так и оппозиционная, расточает аплодисменты — по ее общему мнению, Николя Саркози выиграл в этом случае свою партию. При этом еще несколько недель назад оппозиционные политики чуть ли не в один голос предостерегали от военной операции без обозримого завершения — уже хотя бы потому, что «Одиссея. Рассвет» с ее средним показателем в 200 боевых вылетов в неделю обходилась одной только Франции примерно в 1,2 млн евро в день. Теперь этот скепсис растаял. «Наша задача заключается теперь в установлении прочного мира», — считает Жюппе.
Холодная британская радость
В Великобритании также никто не выказывает слишком уж бурной радости по поводу близкой победы ливийских повстанцев. Вместо триумфальных речей и победных жестов
Так, Клэгг напомнил в своем выступлении слова Уинстона Черчилля, заявив, что взятие Триполи — это «не конец, а только начало». По его мнению, теперь перед повстанцами, взявшими в свои руки управление своей страной, возникли новые задачи. Пожалуй, в такой осторожности звучит опыт победоносной операции в Ираке, когда победа над Саддамом Хуссейном привела не к стабильному миру в этой стране, а к кровавому хаосу, затянувшемуся на много лет.
Сам британский премьер, прервавший в понедельник свой летний отпуск, теперь опять отправился отдыхать в свой любимый Корнуолл. Разбираться в не
В Великобритании уверены, что военная поддержка, оказанная британцами и французами ливийским повстанцам, совершенно оправданна. «Наши действия легальны, необходимы и справедливы», — подчеркнул британский премьер, одновременно заявив, что о наземной операции НАТО в Ливии
«
Тем временем, несмотря на продолжающиеся в Ливии бои, которые в данный момент концентрируются, в основном, в двух точках: вокруг аэропорта Триполи и в городе Суара, занимающем ключевую позицию на трассе, связывающей ливийскую столицу с тунисской границей, Национальный переходный совет также поторопился заявить о переходе к мирному послевоенному восстановлению страны. По словам его представителей, уже в пятницу начнется переезд некоторых министров временного ливийского правительства из Бенгази в Триполи — это необходимо, по их заявлению, для лучшего управления восстановительными работами.
Так называемый Координационный совет по Ливии принял решение о выделении ливийским повстанцам 2,1 млрд евро для того, чтобы новое руководство смогло обеспечить своевременную выплату жалований госслужащим и поддержать тех ливийцев, которые в результате боев потеряли свое имущество. В ответ Национальный переходный совет заявил, что намерен подготовить и провести в Ливии открытые демократические выборы в течение ближайших 8 месяцев.
Что касается Муаммара Каддафи, то он с таким быстрым переходом к миру явно не согласен. За минувшие три дня он дважды выступил с аудиообращениями, в которых подчеркнул, что его сторонники готовы «превратить Ливию в вулканический кратер», что тысячи его приверженцев по всей стране уходят в подполье и готовятся к партизанской войне и что вероломный
Комментаторы отмечают, что тон и содержание этих заявлений весьма отличаются от предыдущих заверений в том, что ситуация в Ливии, и в особенности в Триполи, находится под контролем верных режиму войск — теперь Каддафи говорит не о победе над повстанцами, а о том, что он не собирается складывать оружие.
Между тем его покинул еще один высокопоставленный соратник — заместитель руководителя ливийских спецслужб, «номер второй» в их иерархии, Халифа Мохаммед Али, который заявил в интервью телеканалу «
Вместе с ним на сторону повстанцев перешел министр здравоохранения Ливии Мохаммед Хиджази, скромно выразивший надежду, что в новом правительстве он сможет исполнять те же обязанности, которые исполнял в прежнем.
Источник: www.respublika-kaz.info,
получено с помощью rss-farm.ru
Taken from:
Ливия: меж гордостью и сомнениями