Закрыт официальный список кандидатов на пост нового директора-распорядителя МВФ. В него вошли два уже известных претендента — французский министр финансов Кристин Лагард и главный банкир Мексики Августо Карстенс. При этом накануне выдвинутый странами СНГ председатель ЦБ Казахстана Григорий Марченко и министр финансов ЮАР Тревор Мануэль взяли самоотвод.
В последние часы до закрытия списка свое намерение возглавить эту международную организацию официально зарегистрировал глава центробанка Израиля Стенли Фишер, однако во вторник информагентства сообщили о том, что кандидатура Фишера не зарегистрирована. Официальная причина отказала — возрастной ценз, который не прошел Фишер: для руководителя МВФ предельный возраст составляет 65 лет, в то время как израильскому банкиру на сегодняшний день уже исполнилось 68 лет.
Между тем, по мнению наблюдателей, ограничение по возрасту само по себе не может быть причиной для отказа, поскольку в истории МВФ уже были ситуации, когда подобными формальностями пренебрегали. Возможно, дело просто в том, что Фишер для Европы по всем параметрам «неудобный» кандидат.
Ликвидация опасного соперника
Во-первых, как личность и как профессионал Стенли Фишер — очень сильный соперник для европейского фаворита Кристин Лагард. Глава Банка Израиля хорошо знает, как работает МВФ: он был «номером два» в этой организации на протяжении семи лет (с 1994 по 2001 год). Кроме того, в его послужной список входит должность главного экономиста во Всемирном банке. Отличное знание «кухни» международных финансовых институтов и мировой экономики являются неоспоримыми плюсами кандидатуры Стенли Фишера, которые могли напугать Европу, стремящуюся поставить во главе фонда своего кандидата — Кристин Лагард.
На должности заместителя директора-распорядителя МВФ Фишер выполнял менеджерские функции и внес большой вклад в борьбу с двумя финансовыми кризисами в развивающихся странах. Его личность не всегда была популярна среди «спасаемых» экономик, для которых он разработал методологию по поэтапному выходу из кризиса, включающую в себя жесткие меры по оздоровлению государственных финансов. «В России, странах Латинской Америки, Тайланде и Филиппинах, а также в других странах хранят воспоминания, иногда мучительные, о методах МВФ во времена Стенли Фишера, — написала Le Monde. — Но все они уважают его за профессионализм и руководство, которые поставили эти страны на ноги». Когда Фишер выдвинул свою кандидатуру в 2000 году (и затем снял ее с выборов), его поддержали африканские страны, напомнила газета.
Кандидатура Фишера создала бы «треугольник», который мог спутать карты Франции и Евросоюзу: он мог бы стать компромиссной фигурой в конфликте между основной претенденткой Кристин Лагард, которая является кандидатурой от развитых стран, и главным банкиром Мексики Августо Карстенсом, который называет себя представителем развивающихся экономик. Опыт Фишера в решении кризисов мог сплотить вокруг него всех недовольным тем, каким образом в настоящее время решаются долговые проблемы Греции и еврозоны в целом.
Во-вторых, если бы Фишер победил в этом «забеге», то это означало бы, что МВФ против всех традиций начал руководить человек с американским паспортом (израильское гражданство Фишер получил в 2005 году, а по рождению он — американец): США главенствовали бы и в МВФ, и во Всемирном банке. Таким образом, возможно, Фишеру отказали в участии в выборах, что называется, «по паспорту». В‑третьих, израильский паспорт тоже не добавляет Фишеру «очков»: его никогда бы не приняли арабские страны, не признающие Израиль.
Развитые против развивающихся
Таким образом, в МВФ решили просто не допускать спорного кандидата к голосованию, значительно упростив выбор: Франция или Мексика. Тем более что в настоящее время позиции Кристин Лагард пошатнулись из-за возможного уголовного дела, которое парижская прокуратура может открыть против нее в ближайшее время: дело по обвинению в превышении должностных полномочий при проведении сделки по продаже компании Adidas Бернаром Тапи — бизнесменом и политиком, близким к президенту Николя Саркози.
Ожидается, что решение по данному вопросу суд вынесет 8 июля. Правда, сама Лагард намерена идти до конца, она уже заявила: что бы ни случалось, она будет «отстаивать» свою кандидатуру на пост директора-распорядителя МВФ. Проявлять решительность французскому кандидату позволяет поддержка ее кандидатуры семью основными странами Евросоюза.
Однако Лагард можно упрекнуть в недостаточном опыте работы в финансовой сфере — министром финансов она является только последние 4 года, кроме того, она слишком близка к G20 и имеет европейское гражданство, что на фоне призывов развивающихся стран отменить негласную традицию и допустить к руководству МВФ представителя развивающихся экономик может оказаться минусом, а не плюсом.
Другой основной кандидат занять кресло директора МВФ — Августо Карстенс — до перехода на работу в центробанк Мексики 4,5 года работал во главе Министерства финансов этой страны. Он «имеет больше опыта» работы с международными финансовыми институтами, чем Лагард, сказал в интервью Le Mond директор института Петерсона (исследовательский центр в Вашингтоне, специализирующийся на международной экономике) Фред Бергстон.
Карстенс дошел до поста заместителя директора-распорядителя МВФ в 2003 году, в то время как Кристин Лагард еще работала адвокатом. Он позиционирует себя как кандидат от развивающихся стран, являясь при этом «чистым продуктом» чикагской экономической школы неолиберализма, выступающей за нерегулируемую (свободную) экономику. Как написала Le Monde, Карстенс в подражание Лагард уже спланировал серию поездок, в частности в Индию, Китай и США, для продвижения своей кандидатуры.
Таким образом, выбор действительно будет стоять, по сути, между развитыми и развивающимися странами, которые настаивают на получении большего влияния в Международном валютном фонде и требуют отменить отжившую, по их мнению, традицию, по которой руководить фондом должен европеец. Ожидается, что новый глава фонда будет избран до 30 числа текущего месяца.
Read this article:
Лагард оставили один на один c Карстенсом