Глава министерства иностранных дел России Сергей Лавров в интервью американской газете The Washington Post заявил, что примененный под Дамаском 21 августа нервно-паралитический газ зарин был кустарного производства. Специалисты ООН и Human Rights Watch не согласны.
Ранее МИД РФ заявлял, что зарин, использованный в Алеппо, не был произведен промышленным способом. В сообщении говорилось, что, согласно данным расследования, “примененный боеприпас не являлся штатным боеприпасом сирийской армии и был изготовлен кустарным способом по типу и параметрам реактивных неуправляемых снарядов, производимых на севере Сирии так называемой бригадой “Башаир Ан-Наср”. Кроме того, российская сторона утверждает, что для подрыва боеприпаса в качестве разрывного заряда был использован гексоген, который в штатных химических боеприпасах не применяется.
РФ пришла к выводу, что использовавшийся в обоих случаях — в Алеппо и в Дамаске — зарин был кустарного производства, заявил Сергей Лавров американским журналистам. “По поводу инцидента в Алеппо 19 марта, когда ООН, под давлением ряда членов Совета Безопасности, не ответила на просьбу сирийского правительства отправить инспекторов для проведения расследования, Россия, по просьбе сирийского правительства, провела собственное расследование, и его результаты широко доступны Совету Безопасности и общественности”, — сказал Лавров в интервью, текст которого распространил МИД РФ.
Министр подчеркнул, что “главный вывод заключался в том, что использовавшийся в ходе этого инцидента зарин был произведен кустарно, и у нас также есть свидетельства того, что 21 августа использовался такой же зарин, но только более высокой концентрации”.
Выводами о кустарной природе зарина российская сторона продолжает аргументировать мнение, что химоружие применила оппозиция, а не режим сирийского президента Башара Асада, как считают страны Запада и инспекторы ООН, которые накануне вернулись в Сирию для изучения фактов.
Однако точку зрения инспекторов ООН разделяет и Human Rights Watch. Заместитель гендиректора этой независимой правозащитной организации Кэрролл Богерт в статье в газете “Ведомости” пишет, что сирийская оппозиция, безусловно, ответственна за серьезные преступления в ходе вооруженного противостояния, однако к химической атаке 21 августа отношения не имеет.
Как отмечает автор, собранный экспертами ООН на месте химатаки массив фактов указывает на ответственность сирийского правительства. “Такой же вывод делается в 21-страничном исследовании Human Rights Watch”, — пишет Богерт.
В частности, эксперты ООН и аналитики Human Rights Watch называют две системы вооружений, которые использовались для доставки зарина в Гуту. Обе они находятся в арсенале сирийской правительственной армии. На причастность сирийских властей к химической атаке указывает и количество примененного зарина — не одна сотня килограммов, говорится в статье. По мнению Богерт, оппозиция явно не может располагать химоружием в таких объемах.
Напомним, 19 марта был запущен неуправляемый снаряд “Башаир‑3” по пригороду Алеппо — Хан-эль-Асале. В результате погибли 26 гражданских лиц и военнослужащих сирийской армии и еще 86 человек получили поражения различной степени. Согласно данным расследования ООН, 21 августа под Дамаском были выпущены несколько ракет с боеголовками, содержавшими в общей сложности около 350 литров зарина. По неподтвержденным сведениям, погибли до 1729 человек, в том числе дети.
Читать оригинал статьи: