Тема объявленных в Казахстане досрочных президентских выборов при всей предсказуемости их результата тем не менее не осталась без внимания как экспертного сообщества, так и электората. Политик Серикжан Мамбеталин сам баллотироваться не собирается, но предлагает своих кандидатов.
По мнению Серикжана Мамбеталина, основная причина принятия в Астане решения о досрочных президентских выборах — давление Кремля и желание побыстрее провести операцию «преемник», устранив все возможные политические риски. Он считает решение абсолютно незаконным и антиконституционным и уверен, что эти выборы дают последний шанс оппозиции прийти к консенсусу и выдвинуть единого кандидата.
Батталова с Туякбаем должны договориться
- Серикжан, в свое время Вы выдвигали кандидатуру Зауреш Батталовой в качестве транзитного президента, а теперь предлагаете ее в качестве кандидата на предстоящих выборах. Почему именно ее?
— Да, я выдвигал Батталову еще в мае 2013 года, когда про выборы президента никто и не думал. Идея заключалась в выдвижении консенсусной фигуры от оппозиции в качестве транзитного президента Казахстана. В отличие от Назарбаева, который до сих пор не может назвать имя преемника, оппозиции никто не мешал начать подготовку к выборам раньше и начать раскручивать своего кандидата. Если бы мы тогда начали, то сегодня имя Батталовой знал бы каждый избиратель и проголосовал бы за нее.
Почему именно ее? Она пользуется авторитетом среди гражданского общества, возглавляет Фонд развития Парламентаризма, профессиональный правозащитник. Работала как в правительстве, так и занималась законотворческой деятельностью в Сенате. При этом никто не может назвать ее провластной: в тот же Сенат она избралась самостоятельно, а не по президентскому списку.
Будучи женщиной, Зауреш Батталова легко завоюет сердца женского электората. При этом она прекрасный двуязычный оратор, не замешанная ни в каких скандалах — ни в личной жизни, ни по бизнесу.
- В одном из комментариев в «Фейсбуке» Вы написали, что Батталова отказалась выдвигаться как независимый кандидат, но если партия ОСДП ее выдвинет, то, по Вашему мнению, она согласится. Есть на Ваше предложение реакция?
- Считаю, что выдвижение через оставшуюся единственную оппозиционную партию после приостановления деятельности Компартии Казахстана это последний шанс для оппозиции переломить ход истории. И наша задача его использовать. Чтобы она согласилась участвовать в выборах, для начала нужно договориться с Общенациональной социал-демократической партией о выдвижении ее как кандидата.
В обмен ОСДП могла бы получить возможность сформировать партийное правительство в случае успеха Батталовой. Поэтому это предмет переговоров между Зауреш Батталовой и Жармаханом Туякбаем (лидером ОСДП — ред.). Если он убедит своих соратников на подобный шаг, то ОСДП докажет всем свою оппозиционность и независимость от власти.
- По-вашему Батталова — единственный достойный кандидат от оппозиции? Было предложение принять участие в выборах Амиржану Косанову…
- Амиржан Косанов действительно один из достойных кандидатов. Но после скандального исключения из ОСДП у него нет никаких шансов быть выдвинутым от социал-демократов. А как независимый кандидат он просто не наберет 92 тысячи подписей для регистрации. Без административного ресурса сделать это не сможет ни один кандидат, я думаю.
«Лучше за Амантая-кажы проголосую!»
- Помнится, как-то про Амантая-кажы Вы сказали: «Простой в общении, носит национальный халат, разговаривает на казахском, читает намаз, не пьет, моложе президента. Мой выбор — Амантай Қажы!». Вы бы проголосовали за него сейчас?
- Это была шутка, конечно, но если будет выбор между Амантаем Кажы и президентом Назарбаевым, я проголосую за первого. Просто потому, что пожизненный президент противоречит моим демократическим принципам, о которых так любит говорить наша власть. Но, надеюсь, выбор будет более разнообразный и среди кандидатов будут достойные личности.
- В соцсетях был задан вопрос, почему Мамбеталин не выдвигается сам в президенты. Действительно, почему? Амбиций недостаточно?
- Политиков без амбиций не бывает. Когда-то я на программе «Детектор лжи» на вопрос, собираюсь ли я баллотироваться на пост президента страны, дал утвердительный ответ. При этом полиграф показал, что я не врал.
На самом деле технически я был готов выставить кандидатуру от партии еще в 2011 году, но тогда власть в лице заместителя руководителя администрации президента Маулена Ашимбаева очень сильно упрашивала меня не делать этого.
Тогда моя главная цель была завести в парламент своих сторонников, и я решил, что тактически правильнее будет сосредоточиться на парламентских выборах. Если бы я знал, что на выборах в мажилис нашу партию («Руханият» — ред.) снимут по надуманным причинам прямо в середине выборной кампании, то поступил бы по-другому.
- Как, на Ваш взгляд, пройдет нынешняя кампания и чем она будет отличаться от прежних?
- В Казахстане за все 25 лет независимости не было ни одних выборов, которые бы соответствовали международным стандартам, и я не думаю, что нынешняя кампания будет чем-то отличаться от прежних. Единственно, что мы можем утверждать наверняка, что это последние выборы Нурсултана Назарбаева. Поэтому участие кандидата от оппозиции принципиально важно. Даже если он займет второе место, то на следующих выборах у него будет узнаваемость среди избирателей и соответственно больше шансов выиграть.
Назарбаев выбрал Даригу
- Есть мнение, что все-таки Назарбаев не будет выдвигать свою кандидатуру на этих выборах. Вы допускаете такой разворот событий?
- Зачем Назарбаеву пропускать выборы, когда он даже Конституцию поменял под себя и разрешил себе баллотироваться неограниченное количество раз?
Именно сейчас, когда нужно провести операцию «Преемник», он должен пойти на выборы, хотя допускаю, что это ему надоело хуже горькой редьки. Но в принципе ему ничего делать и не нужно, за него все сделает подручный ЦИК. Даже не нужно напрягаться и участвовать в дебатах с другими кандидатами.
- И какой процент голосов может на этот раз получить действующий президент, если будет баллотироваться?
- Президент получит ровно столько, сколько пожелает. Конечные цифры будут зависеть от уровня логики и здравого смысла руководителя Администрации президента. Будет трудно, думаю, принять решение, но желание выслужиться в очередной раз перевесит здравый смысл, и Назарбаев победит с результатом более 90%.
- Но вдруг все-таки Назарбаев откажется от участия, и тогда от «Нур Отана» пойдет… кто, по-вашему? Кто будет «мистером X»?
- Как я уже сказал, Назарбаев пойдет на эти выборы сам. А вот с преемником он, судя по всему, определился. Это его старшая дочь Дарига, которая после выборов будет передвинута на одну ступеньку и возглавит мажилис.
- После убийства Рахата Алиева в австрийской тюрьме ее шансы повысились намного, так как многие опасались, что она, придя к власти в стране, может вернуть своего бывшего мужа на Родину. Теперь этот риск устранен, и у нее все шансы стать следующим президентом Казахстана. Именно она будет гарантом договоренностей и контрактов, подписанных отцом. Любой другой, не член Семьи, может всегда отказаться от предыдущих договоренностей и начать вести свою игру.
- Вы связываете смерть Рахата Алиева в австрийской тюрьме с предстоящими выборами?
- Да, на мой взгляд, связь самая прямая. Я уже говорил, что смерть Рахата больше выгодна не президенту, а его преемнику. Про выгоду Дариги Назарбаевой я сказал выше. Для Масимова это тоже подарок, потому что информацию о том, что Масимов является кадровым сотрудником КГБ, включая его личное досье, опубликовал именно Рахат Алиев. Кто знает, сколько еще у него имелось компромата на потенциальных преемников! Но теперь это уже все в прошлом.
- И все-таки Вы не исключаете версию, что эти выборы не Назарбаева, а его преемника?
- Здесь нужно четко объяснить особенности нашей Конституции. Если Назарбаев переизберется 26 апреля и через месяц решит по состоянию здоровья или по другой причине покинуть главный пост, то назначается исполняющий обязанности президента. Это будут либо главы палат парламента, либо премьер-министр. И этот исполняющий обязанности, которого мы с вами не избирали, будет править страной аж до 2020 года. (Читайте про этот сценарий в статье «Республики» от 17 февраля 2015 года под заголовком “Выборы будут не Назарбаева, а преемника”)
В отличие от других стран, где исполняющий обязанности президента обычно занимается подготовкой выборов в трехмесячный срок, у нас чиновник, которого не выбирал народ, не сдававший экзамен по казахскому языку, может легитимно править страной почти 5 лет. Эту статью Конституции в будущем нужно будет поменять, как не соответствующую демократическим нормам.
- По одной из версий, якобы этим человеком может стать нынешний премьер-министр. Насколько вам кажется реальным такой сценария развития?
- Премьер-министр, конечно, же очень хочет стать главой страны. Но он прекрасно понимает, что его происхождение, которое помогло ему так быстро подняться по иерархической лестнице, станет главным препятствием на пути к посту президента. Поэтому в тандеме Дарига — Карим первая будет играть роль английской королевы, выполняя представительскую функцию, а вся власть будет сосредоточена в руках премьера, который активно проталкивает модель парламентской республики.
На следующих же выборах в парламент вместо КНПК заведут подконтрольную Масимову партию «Бирлик», и тогда мажилис на будет ему подконтролен на сто процентов. У премьер-министра, повторю, по Конституции нет никаких ограничений в виде срока и экзамену по государственному языку. Мне эта связка представляется на сегодня самой реальной.