Случайно в Интернете прочитал сообщение, о том, что в этом году бельгийские поставщики экспортировали около 271 тысячи тонн груш в Казахстан. А в прошлом году и того больше – аж 435 тысяч тонн. Оказывается сокращение поставок бельгийских фруктов вызвано тем, что конкуренцию им составили киргизские.
Автор: Сергей ДУВАНОВ
В 2012 году Кыргызстан ввез в Казахстан рекордный объем яблок, груш и клубники. Представляете!
Перед глазами живо всплыли картинки лета, когда в сезон этими грушами усыпаны все пригороды Алматы. Особенно хорошим был урожай именно в 2012 году, когда ветки в буквальном смысле ломились под тяжестью плодов. Казалось бы, все под боком, транспортные расходы минимальные — собирай и продавай! Однако и в Алматы и в других городах страны прилавки круглый год завалены польскими и китайскими яблоками. В чем проблема?
Бизнесмены говорят, что начинать любое производство в Казахстане — это слишком дорогое, хлопотное, а, главное, рискованное занятие. Нет желающих кормить свору чиновников, при этом рискуя в любой момент все потерять. Как сказал один из сведущих в делах бизнеса предприниматель, связываться с производством дураков нет, лучший бизнес — «купил-продал». Вот поэтому везут груши из Бельгии, клубнику из Кыргызстана, яблоки из Китая.
Два колеса одной повозки
Сегодня Казахстан — это зона рискованного предпринимательства. Желающих организовывать производство в самом Казахстане все меньше и меньше. И это общая тенденция, свидетельствующая, что будущего у отечественного производства в таких условиях не может быть по определению.
Причина очевидна: созданная в стране авторитарная коррумпированная политическая система в принципе исключает полноценные рыночные отношения. Отсутствие торжества права, соблюдения прав человека, гарантий неприкосновенности частной собственности создает неблагоприятные условия для развития мелкого и среднего бизнеса. В этих условиях ни о каком честном основанном на конкуренции бизнесе не может быть и речи. Здесь можно работать только под «крышей». А если «крыши» нет или не хочется быть под кем-то?
Читая лекции, я часто прошу слушателей назвать что-то из вещей с лейблом «Сделано в Казахстане», которые в этот момент на них или с ними. Оказывается, из отечественного на нас давно уже ничего нет. Затем я прошу назвать любую вещь, произведенную в Казахстане, которой они пользуются в повседневной жизни. Многие впадают в ступор — не могут вспомнить среди своих вещей ничего из того, что сделано в нашей стране.
Следующий вопрос, о казахстанском товаре, который можно купить за границей, ставит точку в вопросе о конкурентоспособности нашей экономики. И тогда я задаю последний вопрос, а что же тогда называется казахстанской экономикой. Выясняется, что по сути таковой у нас является распродажа национальных богатств. Строго говоря, это тоже экономика, но согласитесь, что гордиться здесь нечем.
Как тут не вспомнить стратегию, избранную Назарбаевым для достижения успехов Казахстана: «сначала экономика, затем политика». Такой стратегический подход официальной пропагандой и по сей день подается как образец мудрости елбасы. Полная ерунда!!! Экономика и политика — это как два колеса одной повозки. Невозможно обеспечить движение вперед, раскручивая одно из колес. Нельзя ехать вперед на одном колесе, если второе тормозит. Движение будет по кругу, то есть на одном месте.
Секрет экономического «успеха» прост
Реализация назарбаевской стратегии приоритета экономики над политикой — наглядное подтверждение такого «успешного» движения… по кругу. За двадцать лет мы никуда не уехали. Сравнительная статистика убедительно подтверждает, что в части развития производственно-технологической базы экономики прошедшие двадцать лет — это серьезный шаг назад.
До назарбаевской эпохи в Казахстане производились химикаты, машины и оборудование, бакалейные товары, синтетический каучук, текстильные и многие другие изделия обрабатывающей промышленности. Сегодня из этого мало что производится, а если и производится то конкурентно ущербное. В 60‑е годы прошлого столетия страна выпускала 10,6% высоковольтной аппаратуры, 6,5% прокатного, 10% обогатительного оборудования к их общему производству в СССР. Сегодня о таких показателях можно только мечтать.
В 90‑е в Казахстане работало около 20 крупных предприятий химической и нефтехимической отрасли. Сегодня этого ничего нет, работают десятка два небольших предприятий по выпуску пластиковых труб, стройпластмасс, полимерных материалов.
Из действовавших в советское время 2 тысяч предприятий машиностроения и металлообработки осталось чуть более 100. В итоге доля машиностроения в общем объеме промышленного производства сократилась более чем в 5 раз.
Казахстан был одним из ведущих производителей мяса, шерсти и зерна в бывшем Советском Союзе. В 1983 году в стране было свыше 9 млн крупнорогатого скота и 36 млн овец. Сегодня соответственно 5.9 млн и 16.2 млн.
И это далеко не полный перечень того, что потеряно в результате главной стратегической ошибки, допущенной Назарбаевым. Нельзя было развивать экономику в отрыве от политической модернизации страны. Чтобы двигаться вперед, крутиться должны быть оба колеса повозки. Увы, весь нынешний бардак в экономике, развал социальной сферы, отставание в области культуры — прямое следствие неверно выбранной стратегии. Убежден, это будет одной из основных претензий к Назарбаеву и его окружению после того, как сменится эта команда.
Успехи же, о которых трубит официоз, — это не результат прогрессивных реформ или инновационных и технологических прорывов, достигнутых Акордой, а следствие банального роста в 10—15 раз мировых цен на нефть и в 3—8 раз — на цветные металлы.
Учитывая, что добыча углеводородов за годы независимости в Казахстане выросла почти в 4 раза, несложно подсчитать, какие бешеные деньги оказались в руках Акорды. Большие, по сути халявные деньги, которые, к слову, так и не нашли своего достойного применения в реальной экономике. Вот и весь секрет восхваляемого экономического «успеха».
На квадратном колесе далеко не уедем
Однако деньги от продаж природных богатств и производство, дающее товары пользующиеся спросом, — это принципиально разные вещи. Первое когда-то все равно закончится, тогда как второе — это в самом худшем случае база, задел для экономического развития в будущем. В этом смысле о перспективах экономики в Казахстане говорить не приходится.
Это первый вывод, напрашивающийся, когда ты видишь на прилавке груши из Бельгии, яблоки из Польши и клубнику из Кыргызстана. Следующий вывод — это то, что никакие принципиальные изменения в этом вопросе не возможны без изменения политической парадигмы власти в Казахстане. Политический авторитаризм казахстанского образца и либеральная экономика в принципе не совместимы, а значит, топтание на месте будет продолжаться.
Экономика без соответствующей ей политики — нонсенс, квадратное колесо, крыша без стропил. Казахстанская экономика, строящаяся на либеральных принципах без соответствующей политической демократии, — это и есть квадратное колесо, на котором кое-кто пытается ехать в будущее. Ничего не выйдет!
На одном колесе, тем более квадратном, никуда не уедешь. Кто этого еще не понял, тот счастливый человек, живущий надеждой, что при Назарбаеве завтра будет лучше, чем сегодня. Но завидовать ему не стоит.
Вообще с точки зрения будущего страны кощунственно говорить об экономических успехах и рассуждать о мудрости стратегии развития. Никто не куда не движется, в лучшем случае мы топчемся на месте, в худшем — идет деградация.
Нет никакой экономической стратегии ориентированной на будущее. Есть стремление удержаться на плаву здесь и сейчас, серьезно усложняемое желанием фигурантов этого процесса обогатиться лично.
Никто не думает о том, чем обернутся эти решения для казахстанцев, что будет с Казахстаном через 20—30 лет. Во власти политики-временщики, для которых актуально только то, что здесь и сейчас. Это и есть их стратегия, результатом которой в город яблок Алматы груши и яблоки завозятся из-за границы.
Понятно, что груши в данном случае — это всего лишь образ, символизирующий бездарность этой стратегии. На самом деле разговор идет в целом об экономике без будущего. И самое неприятное — после того как эта команда временщиков уйдет (проживать нажитое), нам грозит будущее без экономики. А это означает, что нам придется самим выращивать свои груши, яблоки и клубнику. Сможем ли?
Оригинал статьи: