Тема строительства международного горнолыжного курорта «Кок-Жайляу» на территории Иле-Алатауского национального парка поднималась уже давно. Экологи и общественность выступили против проекта как губительного для горной природы. Однако вице-премьер Асет Исекешев нарисовал блестящие перспективы курорту, и за дело взялся акимат Алматы.
Автор: Шарипа ИСКАКОВА
Экологическое общество «Зеленое спасение» не прекращает попыток переубедить правительство. Под обращением к Нурсултану Назарбаеву с требованием отказаться от строительства горнолыжного курорта подписалось уже более тысячи человек.
Пакистанцы мечтают о лыжах
Сообщалось также, что Министерство сельского хозяйства отказало Министерству туризма и спорта в предоставлении земельного участка для строительства курорта в урочище Кок-Жайляу ввиду того, что указанный участок находится на территории Иле-Алатауского национального парка в заповедной зоне, где согласно закону РК «Об особо охраняемых природных территориях» запрещены все виды хозяйственной деятельности.
Но радость была недолгой. В среду в пресс-центре городского акимата состоялась встреча журналистов с руководителем пресс-службы акима Сергеем Куяновым и начальником управления туризма города Алматы Бахытжаном Жуламановым, на которой последний заявил:
- Горнолыжный курорт «Кок-Жайляу» имеет все возможности для того, чтобы войти в число лидирующих курортов международного класса.
По его мнению, здесь играет роль непосредственная близость Алматы от зарубежных стран, показывающих колоссальный спрос на услуги горнолыжного спорта. Это Китай, Турция, Индия, Азербайджан, Пакистан…
- Уже выделены 375 млн тенге на ТЭО и 350 млн тенге — на развитие концепции проекта, — сказал глава управления, заметив, что проект они будут писать в течение года.
Судя по пресс-релизу, «Кок-Жайляу», протяженность которого предполагается в 500 км, сможет переплюнуть ведущие европейские горнолыжные курорты — LaPlagne (Франция, 425 км), Verbier (Швейцария, 410 км) — и приблизится к «Аспену» (США, 509 км).
В пресс-релизе также сообщается, что вложения государства в проект составят $700 млн (25%), инвестиции частных инвесторов — $2,1 млрд (75%). Однако назвать инвесторов начальник управления не смог.
- Но желающих очень много, — оправдывался Бахытжан Жуламанов, заверяя, что может предоставить список инвесторов, но так и не предоставил.
Развитие уже существующих зимних зон отдыха, таких как Чимбулак и Табаган, г‑н Жуламанов считает нерентабельным из-за маленькой протяженности — 30—40 км.
На вопрос журналистов по поводу экологической составляющей начальник управления уверил, что комплекс будет строиться с учетом всех требований экологичности и не нанесет вреда окружающей среде. На каждом этапе строительства будут проходить общественные слушания, на которых смогут присутствовать журналисты.
Потратьте деньги на детский спорт!
Однако не все верят обещаниям чиновников. Активные граждане встают на защиту уникальной природоохранной зоны. Известная казахстанская спортсменка Елена Хрусталева, серебряный призер Олимпийских игр в Ванкувере 2011 года по биатлону, чемпионка зимних Азиатских игр 2011 года, обратилась с письмом к общественности.
«Кок-Жайляу — не самое лучшее место для горнолыжного курорта по нескольким параметрам, — считает она. — Это урочище не подходит для профессиональной трассы, т.к. там недостаточная длина и неподходящий рельеф. Вспомним, что для 7‑х зимних Азиатских игр, которые прошли в Алматы в 2011 году, на Чимбулаке усложняли и переделывали трассу, чтобы она соответствовала международным стандартам. А Кок-Жайляу находится ниже, склоны более пологие, снег там лежит 2—3 месяца в году. Это место не подойдет даже для соревнований юниорского уровня, о международных соревнованиях там не может быть и речи. На Кок-Жайляу нет места для строительства 500 километров трасс».
Спортсменка недоумевает, почему для строительства было выбрано именно урочище Кок-Жайляу, тогда как на обеде с президентом Казахстана после Азиатских игр шла речь о развитии Чимбулака и трасс в Талгарском районе.
«Очевидно, что после строительства горнолыжного курорта урочище Кок-Жайляу будет недоступно для отдыха и оздоровления простого населения. Сейчас оно активно используется горожанами круглый год. Это единственное место, куда не ездят на автомобилях и где люди могут спокойно пешком гулять, дышать чистым воздухом. Во все остальные места уже проложены дороги, и бесконечный поток машин оставляет за собой смог и мусор, особенно в выходные дни».
Елена предлагает выделенные на этот грандиозный бизнес-проект 12 млрд тенге потратить на создание детских спортивных комплексов.
«Мы много говорим о необходимости больших спортивных достижений, но чемпионов надо где-то растить, а у нас не создано для этого условий. Нет детской лыжной трассы в Алматы, нет детских трамплинов, нет роллерной трассы, нет детских катков (есть только места для взрослого и общего катания — и все далеко от города — и катки в торговых центрах). Город стремительно разрастается, и появляется острая необходимость строительства спортивных центров в разных точках города, где мы могли бы растить будущих Чемпионов для нашей Страны!»
Но, к сожалению, судя по триумфальному заявлению начальника управления туризма, строительство неизбежно…
Read more here:
Курорт «Кок-Жайляу» неизбежен?