В связи с этим есть смысл задаться вопросом, когда и как рядовые казахстанцы подтвердят тезис, что именно народ является источником власти?
Исходя из исторического опыта, можно предположить что это может случиться:
- во-первых, когда политическое система и государство ослабеют так, что будут рассыпаться буквально на глазах, как это случилось с Советским Союзом и странами социалистического блока в Европе в 1989–1991 годах;
- во-вторых, если верхушка правящей элиты будет настолько дискредитирована, что против нее объединятся все социальные группы и слои, политические партии и силы, как это было сто лет назад в Российской Империи, после чего она будет свергнута силой;
- в‑третьих, если правящая элита осознает тупиковость, провальность и бесперспективность своей авторитарной политики и начнет политическое реформы сверху, как это произошло в прошлом веке в Испании.
Однако сразу возникает вопрос, на который пока нет ответа ни у кого: как отреагирует народ на открывшиеся перед ним политические перспективы?
Но в чем мы уверены: нельзя рассчитывать на то, что в Республике Казахстан будут происходить процессы, подобные тем, что имели место в СССР после объявления Михаилом Горбачевым и его сторонниками в КПСС политики перестройки. Нельзя, по нашему мнению, потому, что с тех пор качество населения по многим причинам сильно ухудшилось, плюс страна потеряла порядка четырех миллионов человек вполне конкурентоспособных сограждан, которые предприняли эмиграционный рывок в дальнее и ближнее зарубежье и успешно обустроились там, о чем свидетельствует минимум вернувшихся оттуда.
Более того, позволим себе заявить, что нынешнее качество населения в Казахстане не сильно отличается от того, что имеет место быть на арабском Востоке. Правда там, после того, как внешнее вмешательство со стороны США и его европейских союзников привело к ликвидации авторитарных политических режимом, наступил хаос: ранее существовавшие государства развалились, даже если существуют так называемые центральные власти, то они контролируют только часть территории, идет гражданская война, в которой главную роль играют формирования на племенной или идеологической основе, резко усилились сторонники радикального ислама, желающие построить религиозное государство и категорически отрицающие западные, демократические ценности.
Не исключено, что и в Казахстане, в силу того, что качество образования, медицинского обслуживания, социальной защиты за последние десятилетия катастрофически снизились, плюс произошла маргинализация в буквальном смысле этого слова миллионов казахстанцев, которые оказались лишенными привычного образа жизни и вынуждены или прозябать без постоянной работы и дохода, или мигрировать из сельской местности в поисках лучшей жизни, реакция населения может оказаться неожиданной. То есть у нас может повториться то, что имеет место быть в Сирии, Ливии, Ираке, Йемене, Тунисе, Египте. Хотя события в соседнем Кыргызстане и вселяют некую надежду.
Мы очень надеемся, что наши пессимистичные оценки качества казахстанского населения и печального развития событий в случае крушения авторитарной политической системы и государственного устройства не сбудутся. Но то, что именно народ будет формировать один из главных рисков для Республики Казахстан в условиях, когда власть критически ослабеет, факт, не требующий доказательств.
В этих условиях ситуация в стране складывается крайне критичной:
- стагнирующая экономика, которая даже в самом оптимальном случае будет расти на несколько процентов в год, не обеспечивая восстановления докризисного уровня жизни основной части казахстанцев;
- некачественная правящая элита, обеспокоенная в первую очередь собственным выживанием и нанесением поражения внутриэлитным противникам;
- некачественное население, не готовое не только защищать свои права и интересы, но даже осознавать их.
Поймет ли когда-нибудь и кто-нибудь в верхушке казахстанской власти всю глубину, масштаб и проблемность текущего экономического, социального и политического кризиса, его системность и нерешаемость?
Подозреваем, что нет. Нежелание думать и необходимость ежечасно решать текущие злободневные проблемы, как свои, так общегосударственные, региональные и ведомственные, делает казахстанскую правящую элиту слепой.
Тем не менее не замечать написанные кровавыми буквами на стене Истории слова «Мене, Текел, Фарес» будет все труднее и труднее.
*Читайте статьи цикла «На пороге транзита» по ссылкам:
На пороге транзита. О специфике сценариев передачи власти
На пороге транзита. Про пиррову победу и провал госполитики
На пороге транзита. Прогноз переходного периода
Оригинал статьи: The expert communication channel of Central Asia region Kazakhstan 2.0