Автор: Сергей РАСОВ
Фото: Пресс-служба президента России
Вчера в Москве прошло очередное заседание Высшего евразийского экономического совета с участием президентов стран – членов Таможенного союза и кандидатов на вступление в него. Каких-либо громких сенсаций не было, но зато стало ясно, что каждый в ТС старается «перетянуть одеяло» на свою сторону.
Например, о вступлении Кыргызстана в Таможенный союз разговоры идут уже не первый год, а воз и ныне там. Почему? Президент КР Алмазбек Атамбаев ведет торг за преференции и возмещение возможного ущерба. На днях он заявил, что «мы войдем в Таможенный союз только после выполнения всех выставленных нами требований” и “Мы не войдем по кем-то утвержденной «дорожной карте».
Другими словами, Кыргызстан желает получить статус «зон свободной торговли» для своих крупнейших оптовых рынков, где отоваривается вся Центральная Азия, льготы по 2,6 тысячи товарным позициям, плюс свободное перемещение кыргызских трудовых мигрантов, а это полмиллиона человек.
Кыргызстан страхуется, он не хочет оказаться в положении Казахстана, когда после вступления в ТС все товары из Китая стали облагаться куда большими пошлинами и цены в стране поползли вверх. Но это нормальное, в общем-то, желание весьма не понравилось президенту Казахстана Назарбаеву.
Он напомнил, что проект «дорожной карты» о присоединении Кыргызстана к ТС уже одобрен, и вступать в союз новые государства должны на условиях, которые он определил так: «без изъятий» и «никакого присоединения к Таможенному союзу с сохранением особых режимов мы не должны позволять».
Вероятно, Нурсултан Назарбаев не горит желанием выделять средства для создания стабилизационного фонда (примерно $200 млн) — «подушки безопасности» для Кыргызстана, которая должна смягчить спад экономики, который неизбежно произойдет после его вступления в Таможенный союз. Так что пока подписание «дорожной карты» с Кыргызстаном отложено до весны следующего года.
Особое мнение оказалось у елбасы и в отношении вступления в интеграционное объединение Армении по причине неурегулированности нагорно-карабахского конфликта. Если вспомнить, что ранее президент Назарбаев всегда придерживался позиции о незыблемости существующих границ и не поддержал признание Южной Осетии и Абхазии в качестве независимых государств, то эта позиция — вполне логична.
А вот Армении, конечно, выгодно находиться «под крылом» интеграционного объединения, учитывая ее сложное экономическое положение и блокаду со стороны Азербайджана и Турции.
Хватает проблем и внутри «таможенной тройки». Так, президент Беларуси Александр Лукашенко полагает, что «решения высшего и межправительственного совета должны быть не просто политическими документами».
«Решения Евразийской экономической комиссии должны быть обязательными нормативными актами для всех сторон. И главы государств не смогут отменить решения ЕЭК», — такова позиция Лукашенко, чтобы процесс интеграции не оказался под угрозой срыва.
Но у Нурсултана Назарбаева иная точка зрения. Он готов рассматривать такие решения как обязательные только «по тем сферам, где уже достигнуто единое мнение» и высказался против наделения высшего совета на уровне глав государств и правительств наднациональными полномочиями, обязательными для всех государств.
Понять Нурсултана Назарбаева можно, если вспомнить, как во всех социальных сетях его без устали атакуют национал-патриоты, обвиняя в том, что он сдает суверенитет Казахстана России, которая создает новую империю со старшим братом во главе. Поэтому неудивительно, что елбасы еще раз заострил внимание всех присутствующих на создании исключительно экономического союза без усиления политического влияния РФ.
«Еще раз отмечу, что политический суверенитет в нашем интеграционном объединении незыблем, и это аксиома», — отметил Назарбаев скорее для своих противников внутри страны. И конкретно перечислил области, которые никоим боком не попадают под экономическую интеграцию, а следовательно, должны остаться в компетенции глав государств и в рамках тех договоров, которые уже существуют, — это охрана границ, миграционная политика, оборона, культура, наука, образование и международные отношения.
При этом президент Назарбаев подчеркнул, что в союз все идут добровольно, потому что это не реставрация СССР, а «тройка сильных гребцов». И напомнил, что Казахстан является инициатором идеи интеграции на евразийском пространстве.
У президента Беларуси другая задача. Он уже не первый год добивается отмены любых пошлин по товарам и услугам на территории ТС, что, несомненно, поможет Беларуси пополнить бюджет благодаря приграничной торговле, прежде всего нефтепродуктами белорусских НПЗ. И в этот раз Лукашенко потребовал, «устранить изъятия из режима свободной торговли по таким проблемным позициям, как алкогольная и табачная продукция, лекарственные средства, автомобили, медицинские изделия, газ, нефть, нефтепродукты и прочее».
«Важнейшим вопросом, связанным с дальнейшим развитием интеграции, является создание нового объединения на базе Таможенного союза, в котором нет никаких изъятий и ограничений в торговле товарами между странами-участницами. Идти в экономический союз, не закончив формирование таможенного, весьма рискованно и вообще неправильно», — определил свою позицию Лукашенко.
Ну и исходя из выступления президента РФ Владимира Путина можно сделать вывод, что к марту 2014 года на руках у глав государств будет список оставшихся в рамках Таможенного союза изъятий и ограничений и будут определены сроки перехода на полный режим свободной торговли.
Кроме того, к этому же сроку эксперты интеграционной тройки должны подготовить черновой вариант договора о Евразийском союзе, старт в жизнь которого намечен на 1 января 2015 года.