О пенсионной реформе
Реализуя пенсионные реформы, правительство Казахстана относится к народу «как к дебилам», заявил директор центра экономического анализа «Ракурс» Ораз Жандосов. Дело в том, что реальных причин для повышения пенсионного возраста для женщин до 63 лет, по его мнению, власти страны общественности так и не предоставлены.
- Эти так называемые реформы… Те цифры, которые назывались (представителями правительства и Нацбанка РК), достаточно, мне кажется, абстрактны, если не опубликованы полностью расчеты и те предпосылки, которые были заложены. Поэтому говорить о каких-то серьезных расчетах, на мой взгляд, без публикации всех материалов нельзя, ведь правительство просто относится к народу, можно сказать, как к дебилам… Поэтому в этом смысле это большой вопрос, — развел руками Ораз Жандосов на конференции Fitch Ratings по Казахстану.
При этом экономист охарактеризовал нынешнюю «ситуацию с бюджетными доходами и теми расходами, которые нужны на реализацию и социальных программ, и тех программ развития, которые заявлены», как сложную.
- Просто сейчас, понятно, ко всему будут подходить гораздо более строго, то есть правительство вынуждено (идти на подобные шаги), — подчеркнул Ораз Жандосов.
О миллиардерах
Половина членов правительства Казахстана являются миллиардерами, утверждает Ораз Жандосов. К этому выводу экономиста подтолкнула волокита правительства с введением прогрессивной шкалы подоходного налога.
- Я просто хотел бы обратить (внимание) на то, не пора ли нам переходить от плоской шкалы к прогрессивной шкале на подоходный налог? — поднял он важную тему. — Основные возражения в правительстве против этого (ну, понятно, у нас половина правительства — миллиардеры), сводились к тому, что это сложно им будет имитировать в отсутствии обязательного декларирования доходов. А оно, которое, как я сейчас напомню, будет в 2017 году, если (правительство) в очередной раз не перенесет, — отметил Ораз Жандосов.
На его взгляд, с точки зрения администрирования больших сложностей введения всеобщего обязательного декларирования, например, с 2015 года, нет.
- Я считаю, что, на самом деле, мы в ближайшее время увидим повышение налога — не обязательно на роскошь, а увеличение обычного налога на предметы дорогого потребления, например, на более дорогое жилье, на машины. Именно исходя из той ситуации с экономическим ростом и с бюджетом, который провалился, — не стал лукавить экономист.
О нацвалюте
Если цена на нефть будет падать, скорее всего, и курс тенге к доллару будет снижаться, предположил глава центра экономического анализа «Ракурс». Свое мнение он подкрепил экономическими выкладками.
- Если цена на нефть будет падать, то, скорее всего, тенге будет снижаться, потому что мы уже видим: в апреле достаточно большие потери золотовалютных резервов Нацбанка произошли, — отметил эксперт. — Если курс (тенге к доллару) плавает, то, понятно, он может понижаться. Потому что наш тенге еще в большей степени является нефтяной валютой, чем рубль, на мой взгляд.
Напомним, по данным Национального банка РК, чистые международные резервы Казахстана в апреле 2013 года сократились на 6,12% до $25,898 млрд, при этом активы Национального фонда достигли $62,385 млрд, увеличившись за месяц на 4,31%. Активы в СКВ составили $20,48 млрд, продемонстрировав снижение на 5,96%. Активы в золоте за месяц сократились на 6,13%, до $5,943 млрд.
О статистике
Нынешнюю казахстанскую статистику нужно кардинально менять, в противном случае она приведет к еще большим ошибкам в экономической политике страны, считает директор центра экономического анализа «Ракурс» Ораз Жандосов.
- Со статистикой надо что-то все-таки, мне кажется, кардинально нам делать, а то так она просто приведет к еще большим ошибкам в экономической политике, — признался Ораз Жандосов.
По его мнению, нынешняя казахстанская статистика не дает «правильной картины».
- И это плохо не абстрактно, потому что это затрудняет вопросы для выработки адекватной экономической политики. Потому что, например, никакого внятного объяснения продолжающегося 12-процентного (в реальном, не в номинальном выражении) роста розничной торговли и вот такого последние полгода анемичного (1—2% максимум) — роста реальных доходов населения (ну, понятно, есть прирост населения, но в пределах процента или рабочей силы) наша статистика не дает, — отметил он.
- И что от этого ожидать? Я думаю, (стоит) ожидать чего-нибудь такого, как было в 2009 году, когда у нас формально ВВП почти не падало, а розничная торговля (росла) на 15%. И на самом деле тем, кто в банках работает, ясно практически всем: кто занимался торговлей, стали «дефолтчиками» в банковском секторе, — вынес свой диагноз эксперт.
Оригинал статьи: